Белое море: пухляк

Март – первый месяц весны, но только формально. Именно в марте бывалые горнолыжники спешат в горы – почему-то там в это время выпадают самые обильные снегопады. В подмосковных лесах снег нередко лежит до конца апреля. А уж в окрестностях Мурманска, куда мы отправились покататься на снегоходах, «белого наркотика» было в буквальном смысле по уши.

Снегоход — аппарат непростой. С одной стороны, это спортивный снаряд для активного отдыха: для управления в более-менее сложных и естественных для некоторых уголков нашей страны условиях он требует развитых водительских навыков, немалого опыта и, как правило, определенной физической подготовки. С другой стороны, до множества потрясающе красивых мест добраться можно только на снегоходе. Его пилоту, в отличие от автомобилиста и даже лыжника, доступны бескрайние лесные просторы, белоснежные моря нетронутой целины, заповедные уголки дикой природы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для нас, городских жителей, снегоход — загадка, вещь в себе. Придя в салон, мы удивляемся разнообразию их моделей и классов: казалось бы, все машины предназначены для передвижения по снегу, все имеют относительно мощные двигатели. Мы решили разобраться, для каких условий и стилей катания (или, если хотите, жизни) подходят разные классы снегоходов, на примере четырех моделей Lynx: утилитарного внедорожника Yeti 59 600, мощного универсала Xtrim Commander LTD 600, роскошного люкс-турера Adventure Grand Tourer 1200 и горного «спортсмена» Xtrim BoonDocker 800R.

Снежный человек

Для начала мы отправили машины в условия  - на специально подготовленную трассу для снегоходного сафари. По многократно утоптанному узкому следу, который каждое утро обновляет инструкторский снегоход, с легкостью путешествуют туристы с нулевым опытом катания. Здесь проедет, не завязнув и не утонув в снегу, любой снегоход. В соответствии со своим уровнем подготовки пилот может выбрать неспешный стиль катания «как по рельсам», управляя в поворотах лишь рулем, или же скоростную езду и повороты в боковом скольжении с компенсацией центробежной силы весом тела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На трассе Yeti 59 исключительно дружелюбен к новичкам. Его 60-сильный четырехтактный мотор выдает уверенную тягу начиная с самых низких оборотов. Yeti может мягко трогаться с места, плавно разгоняться. Он абсолютно предсказуем  - никаких подхватов и резких срабатываний вариатора. Но если решитесь выжать полный газ — держитесь за руль крепче. С забавным тракторным звуком четырехтактника разгоняется Yeti бодро, хотя от своих более мощных товарищей, конечно же, отстает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отставание резко возрастает на поворотах. Виной тому телескопическая подвеска лыж вместо более точной рычажной. Она хуже отрабатывает неровности, из-за чего лыжи меньше контактируют со снегом. «Телескопы» более подвижны в поперечном и продольном направлениях, что также негативно сказывается на точности ведения лыж. В результате управлять Yeti 59 в скольжении намного сложнее, чем тем же Xtrim Commander.

Оставим трассу туристам и отправимся на настоящее испытание  - в глубокий «пухляк». В этой стихии, как и на воде, главное — не останавливаться. Чем выше скорость, тем лучше снегоход «всплывает» на целине, практически глиссируя по поверхности снега. Остановившись, можно больше не тронуться с места: вместо того чтобы толкать снегоход вперед, гусеница выбрасывает из-под себя мягкий снег и быстро закапывает машину по самые рукоятки. И это при том, что в «пухляке» снегоход практически не реагирует на руль и управляется только весом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот тут-то Yeti 59 и показал себя во всей красе. «Телескопы» не занимают много места и позволяют передней части снегохода, «лодке», в буквальном смысле соответствовать своему названию. Подвеска не забивается снегом, а машина на глазах «всплывает» над целиной. Кроме того, «телескопы» намного труднее повредить о скрывшийся под снегом пень, а в ремонте они куда дешевле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Yeti прощает даже полную остановку. Моментный мотор позволяет тронуться на пониженной передаче очень плавно, не зарываясь в снег. Широкая 500-миллиметровая гусеница хорошо едет даже по очень рыхлому снегу. Снегоходы Widetrack (с широкой гусеницей) на целине ведут себя довольно валко, но крены развиваются плавно, медленно. Компенсировать их, перескочив с одной подножки на другую, сможет даже новичок.

В общем, Yeti 59 — это наш внедорожный лидер. Если хотите ездить куда угодно и пореже орудовать лопатой, не идите на поводу у спортивных амбиций — выбирайте утилитарный четырехтактник.

Лопату, командир!

Xtrim Commander — пожалуй, самый универсальный снегоход в нашем тесте. Его двухтактный 600-кубовый мотор развивает 115 л.с. и в то же время достаточно легок, чтобы аппарат легко управлялся весом. Commander бодро трогается с места и так и просит поддать газку, чтобы дать оборотистому мотору вдохнуть полной грудью. Рычажная подвеска точно ведет снегоход в заносе, а бодрый мотор позволяет газом сорвать гусеницу в скольжение.

Как и Yeti 59, Xtrim Commander относится к категории Widetrack. Однако управлять им на целине уже не так просто. На малом ходу двухтактник слишком резок, а значит, скорость в «пухляке» должна быть больше.

Из-за чуть более широкой (в угоду управляемости на трассе) базы лыж его несколько труднее завалить в поворот. Наконец, если пришлось сделать остановку, не надейтесь выбраться легко: даже на пониженной передаче резвый двухтактник быстро зарывает гусеницу с агрессивными грунтозацепами в снег. Так что не случайно за подножкой Commander’а закреплена лопата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Adventure Grand Tourer 1200 - лимузин в мире снегоходов. Управление весом как-то не вяжется с махиной в 313 кг. На трассе просто расслабьтесь на сиденье и крутите руль: под собственной массой Grand Tourer будет ехать в поворотах как танк. Это машина не для удовлетворения водительских амбиций, а для долгих комфортных путешествий. Комплектация у нее соответствующая: высокое ветровое стекло, пассажирское сиденье со спинкой и подогревом ручек, достойный багажник и,  конечно же, могучий 1,2-литровый 130-сильный четырехтактник, который увезет вас со всей семьей и санями-прицепом. Большой мощности бояться не стоит: Grand Tourer дружелюбен и прост в управлении.

Так что, если вы хотите за рулем снегохода не работать, а отдыхать, выбирайте самую тяжелую и мощную модель. Только внимательно следите за погодой: люкс-турер с широкой гусеницей и расширителями лыж осилит трассу, свежий снег до полуметра, лед замерзшего озера, наст. Но от настоящего глубокого пухляка ему лучше держаться подальше: с такой массой вы не сможете ни завалить машину в поворот, ни вытащить ее из снежного плена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без права на ошибку

Горные снегоходы фактически представляют собой спортивные модели с удлиненной гусеницей и суженной базой лыж. Вообще-то они предназначены для езды по глубокой целине, но не стоит воспринимать эти слова слишком оптимистично. Да, благодаря узкой лыже и смешному весу в 220 кг BoonDocker шикарно управляется весом. Только вот чтобы наслаждаться этой управляемостью в полной мере и не утонуть в снегу, нужно нестись сломя голову, бесстрашно укладывать машину набок, чтобы затем вернуть ее в вертикальное положение за счет тяги бешеного 155-сильного двухтактника. Если вы ошибетесь, устанете, собьетесь с бешеного ритма до того, как выберетесь из «пухляка» на трассу, снегоход яростно пророет траншею до самой земли и останется лежать в ней мертвым грузом. BoonDocker требует от пилота отточенных навыков управления, безупречной спортивной формы и полной отдачи — взамен же готов поставлять адреналин ведрами.

Редакция благодарит Алексея Астахова и компанию ROSAN