Со времен легендарных парусников технология шагнула далеко вперед. И хотя парусники сошли с исторической арены, превратившись в элемент роскошного спорта и отдыха, прогресс не обошел их стороной. Современные знания аэродинамики, новейшие материалы, спутниковые системы навигации и электронное управление делают сегодня парусники настоящими произведениями хай-тека.
Парус не порвут: Навсегда в отличной форме
Среди того, что мы знаем сегодня о законах, управляющих движением парусника, нам известен и тот факт, что всевозможные отклонения паруса от оптимальной формы — включая растяжение под сильным ветром — снижают его эффективность, а с нею — скорость и маневренность самого парусника. В постоянно изменчивых условиях морского плавания это особенно заметно. Если только корабль не оснащен инновационными парусами, выполненными по технологии 3Di компании North Sails. Легкие и тонкие, они держат форму настолько замечательно, что теоретически могут даже выполнять роль жесткого крыла.
Ключевым элементов технологии 3Di является использование нескольких слоев лент с параллельными волокнами (Spread Filament Tape, SFT). Ленты разной длины и ориентированные в разных направлениях укладываются на подложку, а затем прогреванием скрепляются вместе — толщина материала составляет всего 35 мкм.
В зависимости от конкретных задач и геометрии паруса ленты SFT могут изготавливаться из разной комбинации полиамидных волокон Арамида, углеволокна и ультра-высокомолекулярного полиэтилена Dyneema. Первые волокна отличаются прочностью и устойчивостью к сжатию и растяжению, однако подвержены воздействию ультрафиолета. Вторые в чистом виде чересчур хрупки, третьи же устойчивы только к растяжению, зато надежны и инертны. Однако построенный на их основе композит лишен этих недостатков. В настоящий момент компанией отработано 20 различных сочетаний трех типов волокон, приводящие к получению материалов с несколько разными характеристиками.
После их производства компьютер на основе специального алгоритма рассчитывает оптимальную «раскладку» лент с волокнами, их положение и ориентацию. Они выкладываются между слоями нетканого полиэфира и прогреваются для прочной склейки. Получающийся парус практически одинаково реагирует на растяжение и сжатие в любых направлениях и отлично держит форму при разных скоростях ветра.
По информации Gizmag и North Sails