Строим автомобиль для ралли-рейда: зачем спорткарам нужен каркас безопасности и каким он должен быть

Постройка спортивной техники – местами творческий процесс, требующей большого мастерства и неудержимой фантазии. Техника всегда похожа на своего владельца – не только внешне, но и внутренне. Но есть базовые законы, которым подчиняются авторы всех машины, по крайней мере, выступающие в официальных соревнованиях под эгидой Российской автомобильной федерации (РАФ). И касаются они каркаса безопасности.
Строим автомобиль для ралли-рейда: зачем спорткарам нужен каркас безопасности и каким он должен быть

О постройке каркаса безопасности для спортивных классов N2 (Кубок России по ралли-рейдам) и Т3 (Чемпионат России по ралли-рейдам» рассказывает директор компании GoTune Сергей Евстратов.

Главный вопрос: зачем делать каркас безопасности?

Это не прихоть организаторов, а желание обеспечить безопасность участников. В ралли-рейдах скорость движения экипажей на трассе заметно выросла. К примеру, средний показатель у лидеров на спецучастке достигает 95 км/ч, а с учётом характера трасс, перевороты не такое уж редкое явление. Первоочередная цель усиления каркаса безопасности – защита экипажа. Каркас должен защитить спортсменов как при фронтальных, боковых, так и задних переворотах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть два варианта решения вопроса. Первый – доработать штатный каркас безопасности мотовездехода; второй – установить новый, построенный по требованиям РАФ и имеющий необходимую омологацию. И если со вторым вариантом всё понятно (есть в нашей стране несколько компаний, которые занимаются этим вопросом на профессиональном уровне), то на первом я бы хотел остановиться подробнее.

Основной принцип построения каркасов – это создание силовых треугольников. Как мы знаем из школьного курса, это прочная геометрическая фигура.

В заднюю дугу можно вварить так называемую галку, в результате получаем в конструкции три новых треугольника. Данные элементы задают прочность верхней части каркаса в поперечном направлении. То есть, при перевороте и приземлении на один из углов, нагрузка распределится на всю конструкцию рамы, не деформируя пространство внутри кабины. И, соответственно, не зажимая спортсменов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Схема крепления ремней
Схема крепления ремней

Второй элемент – усилитель крыши. В случае диагонального переворота, удар может прийтись в передний угол крыши, и, чтобы защитить её от деформации, необходимо также вставить треугольники. Итог: при перевороте сила удара не деформирует каркас, а распределяется равномерно на всю конструкцию.

Крышу нужно усилить ещё и в горизонтальной плоскости, дополнительно защитив её от удара сверху.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С этой задачей поможет справиться вваренная стойка ветрового стекла, которая после установки образует треугольник в вертикальной плоскости. Это также защитит дверной проем от деформации.

При самостоятельном усилении каркаса крайне важно использовать трубы с максимальной прочностью – это холоднодеформированная бесшовная труба из стали 20. Использование других труб, например, электросварных, шовных, горячедеформированных, снижает защитные свойства конструкции. Их использовать нельзя.

Поверх труб на некоторые участки рекомендуется нанести защиту: прикрепить на элементы каркаса специальные накладки (толщиной 10-15 мм) или вспененную изоляцию на участки, которые могут контактировать со шлемом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Усилить каркас безопасности участник может сам, если у него есть такая возможность: схемы и рекомендации опубликованы в Технических требованиях Чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам. Всем желающим разобраться в этом вопросе стоит ознакомиться с содержанием статей 286 и 283 Приложения J к Международному Спортивному Кодексу FIA на сайте www.fia.com приложением 14 к КиТТ РАФ, приложением 9 к КиТТ и КиТТ.

При подготовке к соревнованию не забывайте о правильном выборе экипировки. Ралли-рейды требуют покупки специальной омологированной одежды, её основное преимущество – защита от огня. Для базового лагеря, лиазона – дорога от бивуака до точки старта и от финиша до базового лагеря – часто проходит под дождем и сильным ветром. Для движения по лиазонам допускается применение не омологированной экипировки.