Адреналина и зрелищ: самые экстремальные экологичные гонки

Что будет, если скрестить «дакар» и ралли-кросс на машинах с электродвигателями? Получится новейший чемпионат Extreme E!
Адреналина и зрелищ: самые экстремальные экологичные гонки

В мире существует несколько чемпионатов электромобилей: Formula E, Extreme E и ETCR. Гонки электровнедорожников придумал Алехандро Агаг, бывший испанский политик. В 2009–2011 годах Агаг владел командой Campos, выступавшей в серии GP2. Именно тогда он столкнулся со спонсорами, которых интересовала экология. Так родилась идея гонок электромобилей, и в 2014 году состоялся первый этап Formula E. Секрет успешной гоночной серии оказался прост: известные по «Формуле-1», «Индикару» и «Ле-Ману» команды плюс освещение в медиа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2021 году Агаг запустил вторую гонку, Extreme E. Ставка здесь также делалась на электромобили, имена и бренды. Но были и отличия. Так, внимание по-прежнему привлекается к проблемам экологии, но не в больших городах, а в отдаленных уголках планеты, где проходят гонки. Каждый этап посвящен одной или двум проблемам: это может быть глобальное потепление, таяние ледников, увеличение числа засушливых и пустынных районов, лесные пожары, повышение уровня Мирового океана или его загрязнение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Звезды сошлись

В Extreme E c первого сезона принимают участие известные гонщики и бренды. Свои команды выставляют сразу три чемпиона «Формулы-1» – Льюис Хэмилтон, Нико Росберг и Дженсон Баттон. Кроме них приезжает команда Veloce, созданная пилотом Жаном-Эриком Вернем, который после короткой карьеры в «Формуле-1» стал двукратным чемпионом Formula E и добился больших успехов в гонках на выносливость, и гением аэродинамики Эдрианом Ньюи. Участвуют также два легендарных американских гоночных коллектива – Ganassi и Andretti. А со второго сезона еще и такие марки, как McLaren и Cupra, спортивное подразделение Seat.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Экипажи на чемпионате Extreme E формируются по гендерному принципу: там один мужчина и одна женщина. В числе пилотов – девятикратный чемпион WRC Себастьен Лёб, двукратный чемпион WRC и трехкратный победитель «Дакара» Карлос Сайнс-старший, пятикратный чемпион мира по ралли-кроссу Йохан Кристофферсон и братья Хансены, выигрывавшие чемпионаты Европы и мира по ралли-кроссу. А также их напарницы: победительница «Дакара» 2001 года в зачете автомобилей Ютта Кляйншмидт, регулярная участница «Дакара» и бронзовый призер чемпионата мира по ралли-рейдам Кристина Гутьеррес, раллистки Тамара Молинаро и Молли Тейлор и известная шведская гонщица Микаэла Ахлин-Коттулински. Почти у всех есть опыт в классическом ралли, ралли-кроссе и марафонах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С точки зрения управления машина Extreme E – марафонский внедорожник, но формат гонок ралли-кроссовый: ко- роткие заезды с масс-стартом.

В поисках формата

Чтобы найти оптимальный вариант, организаторы во время первого сезона на каждом этапе что-то меняли. Сейчас Extreme E – смесь ралли-марафона, ралли-кросса и гонки на выносливость. Каждый заезд (примерно 14 км) состоит из двух или четырех кругов. Дистанция делится на две части, между которыми пит-стоп со сменой пилотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждая трасса включает в себя Traction Challenge – спецсектор. Результаты, показанные на этом участке, идут в отдельный зачет. (Неважно, кто был за рулем и какая была сессия – первая квалификация или финал). Экипаж, ставший в спецсекторе быстрейшим по итогам уик-энда, получает дополнительные пять очков в командный зачет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первую квалификацию экипажи едут в одиночку, во второй их делят на две гонки по пять машин. По итогам проходят два полуфинала и гонка последнего шанса, а затем финал, куда отбираются пять команд из десяти. Машины мчатся по трассе бок о бок, дело нередко доходит до контакта. Именно родство с ралли-кроссом и делает гонки Extreme E динамичными и захватывающими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Телевизионный чемпионат

Впрочем, зрителей здесь нет – ни по краям трассы, ни на трибунах: если Formula E проводится в городах, то Extreme E проходит в отдаленных регионах, это телевизионное шоу.

Надо сказать, что неудачной была лишь пара этапов – из-за проблем с видимостью. В остальных случаях от сражений дух захватывало, а отсутствие рева моторов с лихвой компенсировалось интригой. К тому же поведение и хореография таких машин ничем не отличаются от авто на ископаемом топливе. Ландшафт в местах проведения гонок напоминает ралли-рейды, и электромобили требуются соответствующие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один на всех

Главная проблема современного автоспорта – бюджеты. Идея Агага позволяет производителям и крупным брендам участвовать в гонках с минимальными затратами. Техника у всех абсолютно одинаковая – электровнедорожники Spark Odyssey 21. В отличие от Formula E здесь никто ничего самостоятельно не строит, в том числе и моторы: в Extreme E все унифицировано. Внешне машины очень красивые; по сути, это собирательный образ гоночного автомобиля для «Дакара». Размеры внушительные: ширина – 2,3 м, длина – 4,4 м, колесная база – 3 м, дорожный просвет – 450 мм, высота – 1,864 м, масса – 1780 кг. Пространственная рама из стального сплава, армированного ниобием, позволяет облегчить шасси без ущерба для прочности. Малый вес важен для экономии энергии. Шасси производит компания Spark, принадлежащая Фредерику Вассёру, недавно перешедшему с должности руководителя команды Sauber/Alfa Romeo на пост босса команды Ferrari в «Формуле-1».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корпус делают из экологичного углепластика на основе льняных волокон – такая же технология используется и в Formula E. Корпус можно стилизовать под марки, но пока такой опцией воспользовались только две команды: Ganassi, выбравшая имитацию Hammer, и ABT Cupra, сделавшая копию Tavascan.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Емкость батареи, которую поставляет всем командам компания Williams Advanced Technology, – 53 кВт⋅ч. Отделение легендарной команды «Формулы-1» уже выступало в роли производителя батарей для машин первого поколения Formula E и теперь вернулось в электрическую формулу с третьим поколением, снабжая чемпионат наряду с Extreme E. Заявленная в официальных источниках суммарная мощность двух электромоторов заднеприводного внедорожника составляет 400 кВт (540 л. с.), а с нуля до сотни Spark Odyssey 21 разгоняется за 4,5 с. Максимальная мощность электромобилям во всех гоночных сериях доступна только на ограниченное время. Называется этот режим по-разному: в Formula E это «режим атаки», в ETCR – «повышение мощности», а в Extreme E – «гипердрайв». Краткосрочное увеличение мощности доступно во время всех заездов по одному разу каждому члену экипажа. Впрочем, на некоторых этапах дебютного 2021 года максимальную мощность ограничивали 200 кВт из-за проблем с надежностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Временные трудности

Отказы не то что происходят постоянно, но случаются. Машины, способные разгоняться до 200 км/ч, оказались хрупкими. Особенно много хлопот доставляет передняя подвеска, которую легко сломать о камень. Задняя же, наоборот, получилась слишком жесткой и с очень маленьким ходом, что повышает риск опрокидывания. Это один из главных недостатков машины, особенно если учесть, что трассы изобилуют неровностями, перепадами высот и трамплинами. Перевороты – неотъемлемая часть Extreme E, и порой они заканчиваются плачевно: переломами ног, как у Кристины Джи Зи, или позвоночника, как у Кевина Хансена. Именно поэтому Дженсон Баттон после первой же гонки в истории чемпионата остался исключительно в роли руководителя команды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кусто на колесах

На всех гоночных чемпионатах с «электричками», как называют такие машины фанаты автоспорта, работают полностью экологичные зарядные станции. В частности, в Extreme E энергия вырабатывается с помощью водородных установок. Extreme E – это не только гонки. Паддок и гоночная техника переезжают с этапа на этап на бывшем почтовом судне «Святая Елена», где оборудована плавучая лаборатория. Во всех локациях ученые собирают образцы и проводят исследования на предмет изменения климата. А все пилоты по ходу гоночной недели участвуют в различных инициативах, будь то высаживание растений, сбор мусора около океана, очистка водоема или проведение уроков в местной школе. Кроме того, для спортсменов участие в Extreme E – это еще и возможность посмотреть отдаленные уголки планеты и узнать что-то новое об экосистеме Земли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно сказать, что Алехандро Агаг, вдохновившийся когда-то историей Жака-Ива Кусто, сумел создать уникальную гоночную серию. Она одновременно похожа и не похожа на другие и постепенно завоевывает популярность у зрителей и пилотов.