Танцы с шестом: По долинам и по взгорьям

Телемарк – это спорт для тех, кто не зависит от трасс, подъемников и горнолыжной моды.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый горнолыжник ищет в горах свободу — от быта и повседневности, от ролей и условностей, от прав и обязанностей, от вялотекущего мира обывателей. Когда лыжнику начинает не хватать свободы направления, независимости от подготовленных трасс, оград, указателей, он становится фрирайдером. Жажда освободиться от подъемников и уклонов, желание на целый день удалиться от цивилизации и слиться с природой приводит лыжника к бэккантри и скитуру: оборудование для этих видов спорта позволяет как спускаться с гор, так и ходить по равнинной местности. Наконец, для лыжников, которым тесно даже в скитуре, есть маленький островок в море горнолыжных увлечений, где и техника катания, и оборудование совсем не похожи на традиционные. Имя ему телемарк. На сегодняшний день в горнолыжных клубах мира зарегистрировано всего двадцать тысяч телемаркеров. Все они могли бы разместиться на одном крупном горнолыжном курорте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Христиания и хиппи

Интересно, что именно с крепко забытого сегодня телемарка начинались горные лыжи. До середины XIX века даже в снежной Норвегии лыжи считались скорее средством передвижения, чем спортивным и развлекательным снарядом. Ради забавы или по необходимости лыжники спускались с гор, зная лишь два способа изменить направление во время спуска: переступание и падение. Родоначальником телемарка считается Сондре Норхейм. С четырех лет Сондре жил в долине Моргендаль, расположенной в норвежской провинции Телемарк. Холмистая долина была идеальным местом для лыжников. Отец Сондре занимался изготовлением швейных машин и, помимо прочего, был отличным столяром. Вскоре семейное предприятие Норхеймов стало известно в Моргендале как производитель отличных лыж, а Сондре задумался о том, как научиться выполнять сопряженные повороты при спуске с горы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лыжи тех времен были совсем не похожи на современные. Они изготавливались исключительно из дерева, имели длину более трех метров и крепления в виде кожаных ремешков. Сондре Норхейм значительно укоротил лыжи (до 2,4 метра), много экспериментировал с методами установки креплений, а главное, подобрал породы дерева таким образом, чтобы лыжи можно было сгибать в повороте. Стиль катания, выработанный Норхеймом, выглядел так же естественно, как обычная ходьба. Он использовал обычные крепления, в которых к лыжам крепился только носок ботинка. В повороте внутренняя нога уходила назад, колено практически опускалось на лыжу. Поочередно выставляя вперед правую или левую ногу, Норхейм плавно переходил из левого поворота в правый и наоборот, снова и снова. Благодаря низкому центру тяжести катание было удивительно стабильным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме телемарка Сондре Норхейм экспериментировал с поворотами на параллельных лыжах с фиксированной пяткой. Эта техника впоследствии была названа «Христианией» (так в те времена назывался город Осло), из нее развился привычный нам альпийский стиль катания на горных лыжах. В 1868 году Норхейм одержал уверенную победу в национальных соревнованиях, в которые вошли кросс, слалом и прыжки на лыжах с трамплина. Он продемонстрировал великолепное владение и телемарком, и «Христианией». Сам Норхейм считал телемарк высшим стилем. Однако уже в начале XX века подавляющее большинство лыжников изучало альпийский стиль. Овладеть альпийскими лыжами было намного проще, чем телемарком, кроме того, закрепленная пятка позволяла выполнять более резкие короткие повороты. Телемарк был надолго забыт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возрождение телемарка началось в 70-е годы прошлого века. Есть мнение, что телемаркерами новой волны стали хиппи. К тому времени альпийские лыжи уже успели заслужить репутацию спорта для богатых. Телемарк же, сложный в освоении, но не слишком требовательный к оборудованию на начальном этапе, выглядел и как отличный способ привлечь к себе внимание, и как социальный протест.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индейский шаг

Современный телемарк делится на традиционный и спортивный. Поклонники традиционного телемарка ставят перед собой цель полностью воссоздать атмосферу старины и прикоснуться к истокам горных лыж. Они стремятся использовать старинные или идентичные старинным длинные лыжи, кожаные ботинки и крепления, непременно одевают норвежские гетры и свитера с аутентичным скандинавским орнаментом.

Спортивный телемарк — прямой конкурент альпийских горных лыж. Любителей телемарка привлекает свобода и естественность движений, как при ходьбе, красота и оригинальность техники катания, а также возможность с комфортом путешествовать на лыжах по равнинной местности и даже ходить пешком в горнолыжных ботинках. В телемарк часто приходят люди, уже умеющие кататься на альпийских лыжах. При обучении основной проблемой для них становится поддержание равновесия в продольном направлении — альпийский горнолыжник практически не имеет возможности упасть вперед или назад, так как его поддерживают ботинки, жестко прикрепленные к лыжам. Другое отличие заключается в распределении веса. Если в альпийских лыжах важно доминирование (усиленная загрузка) внешней лыжи, то в телемарке спортсмены стараются загружать обе лыжи одинаково. Отчасти поэтому лыжи для телемарка делаются более мягкими. Наконец, чтобы в полной мере ощутить все преимущества телемарка, желательно кататься вне трасс и совершать лыжные походы в стиле бэккантри.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В настоящее время существует две школы телемарка. Агрессивный скандинавский телемарк предполагает катание в низкой стойке с применением скользящего «индейского» шага. В «мягком» телемарке, популярном в Германии, Великобритании и США, стойка более высокая. «Мягкий» вид по духу стоит ближе к туризму и бэккантри, он предполагает спокойное длительное катание по любой поверхности с любым уклоном. Агрессивный стиль при спуске с горы обеспечивает большую скорость и стабильность за счет низкого центра тяжести. Кроме того, согнутые ноги в низкой стойке легче амортизируют неровности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тепло и сухо!

Оборудование для телемарка имеет мало общего с экипировкой для альпийских лыж. Прежде всего это относится к ботинкам и креплениям. Кожаные ботинки для телемарка до сих пор можно найти в продаже. Они отличаются невысокой ценой, удобством при ходьбе и мягкостью при сгибании в носке. Основной недостаток кожаных ботинок заключается в том, что они гнутся не только в продольном, но и в поперечном направлении, что отрицательно влияет на точность закантовки лыж. Справедливости ради отметим, что при катании по целине точность закантовки не так важна, как на жестких подготовленных трассах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные ботинки для телемарка делаются из пластика. Их поперечная жесткость обеспечивает такое же точное управление, как и на альпийских лыжах. Гибкий элемент — гармошка — позволяет пластиковым ботинкам сгибаться в носке. В ботинках для телемарка, в отличие от альпийских, удобно ходить. Они специально предназначены для туристических походов по горам и даже оснащаются подошвой с протектором и креплением для кошек. Кроме того, ботинки для телемарка очень теплые.

Крепления для телемарка могут иметь разную конструкцию. Их основные характеристики — активность и поперечная жесткость. Высокая поперечная жесткость креплений обеспечивает лучший контроль над лыжами, так как малейшие движения лыжника изменяют угол закантовки лыж. Об активности стоит рассказать подробнее. Известно, что лыжи более охотно заходят в поворот, если их носки загружены. Для загрузки носков альпийскому лыжнику достаточно лишь слегка наклониться вперед и надавить голенями на ботинки. Со свободной пяткой это сделать не так просто. Под активностью креплений подразумевают их способность нагружать переднюю часть лыжи при подъеме пятки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К примеру, пассивные крепления Voile 3Pin никак не влияют на распределение нагрузки, так как имеют лишь одну точку крепления ботинка к лыже — в носке. Они напоминают классические крепления с тремя штырьками для беговых лыж, зажимающие рант ботинка (с ними был знаком каждый советский школьник). Крепления фирмы G3 с регулируемыми тросиками, удерживающими пятку ботинка, ведут себя более активно. Тросики крепятся к лыжам чуть дальше, чем носок ботинка. При подъеме пятки они натягиваются и тянут лыжу вверх, в то время как носок ботинка давит на нее вниз. Таким образом, носок лыжи получает чуть большую загрузку. В еще более активных креплениях Linken роль тросиков выполняет жесткая платформа. Она соединена с лыжей таким образом, что в определенный момент пятка ботинка прекращает удаляться от лыжи и начинает тянуть ее к себе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный недостаток большинства креплений для телемарка заключается в том, что ботинок не отстегивается при падении, из-за чего существенно возрастает риск получить серьезную травму. Этого недостатка лишены срабатывающие крепления фирмы 7tm с оригинальной конструкцией платформы.

Для подъемов и спусков

Лыжи для телемарка должны быть мягкими, чтобы на них было легко входить в поворот даже в глубоком снегу, широкими, чтобы они не тонули в целине, и легкими, чтобы лыжник не уставал в длинных походах.

В принципе, в телемарке можно использовать лыжи для фрирайда, фристайла, могула или скитура. Однако в модельных рядах некоторых производителей горных лыж можно найти и специальные лыжи для телемарка. Для больших гор лучше приобретать лыжи с ростовкой на 10−15 см больше роста спортсмена, для малых гор (например, для пригородных горнолыжных парков) подойдут лыжи в рост. Для универсального стиля катания необходимы универсальные палки. Для телемарка целесообразно использовать двух- или трехколенные телескопические палки с изменяемой длиной. Их можно укоротить при подъеме в гору и удлинить при длительной перебежке для лучшего толчка. Телескопические палки особенно актуальны для агрессивных телемаркеров — при катании в низкой стойке их нужно сильно укорачивать. На палки желательно установить широкие кольца, узкие будут проваливаться в снег.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенно стильный традиционный снаряд для телемарка — шест, заменяющий при катании палки. Шест, или лург, делается из твердого дерева, например бамбука, имеет длину примерно на 40 см больше роста лыжника. Лыжник делает уколы шестом поочередно то с одной, то с другой стороны, как будто работает веслом на лодке. Существуют две техники катания с шестом: с упором внутри и снаружи поворота. Чтобы научиться правильно кататься с шестом, перенося на него часть веса, требуется немало времени.

Наконец, телемаркеру-путешественнику просто необходим камус. Камус — это специальная лента, которая надевается на скользящую поверхность лыжи, чтобы не давать ей скатываться назад во время подъема. Камус делают из натуральных материалов, например из конского волоса или из синтетических волокон. На особенно крутых подъемах в качестве альтернативы камусам можно использовать снегоступы. В этом случае лыжи придется нести в руках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мировое признание

С 1995 года Международная лыжная федерация FIS пополнилась комитетом по телемарку. Официальные чемпионаты проводятся в трех дисциплинах: телемарк гигантский слалом, телемарк классик и телемарк классик спринт. Каждая дисциплина включает в себя не только горнолыжный спуск, но и бег или прыжок с трамплина. Примечательно, что на соревнованиях по телемарку отдельный судья непрерывно следит за тем, придерживаются ли спортсмены техники телемарка, а за выполнение поворота альпийским стилем начисляются штрафные очки. В повороте пятка лыжника обязательно должна оторваться от крепления.

К сожалению, национальные команды по телемарку сегодня имеются лишь в 20 странах. Этого недостаточно для того, чтобы телемарк стал олимпийским видом спорта. Тем не менее он все же присутствует на олимпиадах: в прыжках на лыжах с трамплина после полета спортсмен должен приземлиться именно в стойку в стиле телемарк.