Ближе к асфальту!: «Карманный» мотоцикл

Маленькие мотоциклы, двухтактные моторы, словно бы снятые с бензопилы... может быть, соревнования мини-байков – только для детей? Но почему же их любят серьезные мотогонщики? Наверное, по тем же причинам, по которым пилоты Формулы-1 с удовольствием садятся на карты. Рядом с асфальтом острее чувствуется скорость!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Увидеть мотоциклетные гонки можно только по телевизору. Приходить на соревнования имеет смысл разве что для того, чтобы ощутить их атмосферу. Гоночная трасса, растянувшаяся на несколько километров, и высокая скорость мотоциклов не дают зрителю вполне насладиться борьбой пилотов. Чаще всего любители мотогонок собираются вдоль стартовой прямой или у какого-нибудь поворота и круг за кругом терпеливо ждут появления лидера, который за секунды проносится мимо.

Но если вы все же захотите увидеть мотогонки от начала до конца, сходите на соревнования по мини-мото или Pocket Bike (Pocket Bike в переводе с английского означает «карманный» мотоцикл). Гонки на мини-мотоциклах — это маленький гоночный мотоцикл и замкнутая асфальтированная трасса, расположенная на площадке размером с поле стадиона, изобилующая множеством крутых поворотов. Все происходящее на трассе видно как на ладони. Там вы сможете увидеть не только все нюансы борьбы от старта до финиша, но и стиль езды и темперамент каждого спортсмена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А скорости? Скорости здесь меньше, и не потому, что мини-мотоциклы тихоходны. Отношение мощности двигателя к весу мотоцикла, определяющее его скоростные качества, такое же, как у лучших гоночных мотоциклов. Но в конструкции мини нет пружин и амортизаторов. На больших скоростях неподрессоренные легкие байки при малейших неровностях дорожного покрытия или неточности в управлении могут потерять контакт с дорогой, а значит, выйти из-под контроля гонщика. Поэтому трассы, где проводятся соревнования, в целях ограничения скоростей не имеют слишком длинных прямых участков. Но и на таких трассах мини-мото развивают скорость до 120 км/ч! На мотоциклах со столь низкой посадкой мотоциклиста эта скорость воспринимается очень остро, а множество крутых поворотов, которые нужно проходить на предельно возможной скорости, требуют от пилотов не меньше мастерства, чем от гонщиков, выступающих в «больших» гоночных сериях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас точно уже никто не помнит, когда и каким образом родился первый мини-байк. Желание человека уменьшить мотоцикл совпало с ростом популярности картинга. Энтузиасты мастерили маленькие мотоциклы и снабжали их движками от стиральных машин и различной силовой техники. В 60-х годах некоторые производители картов наладили мелкосерийный выпуск мини-мотоциклов для проката, и уже в 1965 году стали проводиться первые любительские гонки. Но такой популярности, как гонки на картах, они не завоевали. Скорее всего, это было связано с отсутствием на тот момент специальных трасс с асфальтовым покрытием (ведь вначале карты ездили по грунту) и полной неразберихой в правилах.

Настоящая история мини-мото началась только через 10 лет. Японцы, известные своими мотоциклетными традициями, поняли необходимость миниатюрных мотоциклов, и в апреле 1975-го Fuki Planning, занимающаяся производством мопедов, наладила серийный выпуск мини-мото Bullet. Уже через год в окрестностях Токио стартовал первый мини-мотоциклетный чемпионат. Вслед за Bullet стали появляться другие японские марки — Jaxson, Dandy, Shinwa. Вскоре мини-мания докатилась до Европы, а именно — до Италии. Страна, где мотоспорт является культовым, не могла остаться без своего чемпионата по мини-мото. И с середины 80-х Мотоциклетная федерация Италии учредила кубок Италии по шоссейно-кольцевым гонкам на японских (!) мини-мотоциклах. Вскоре братья Полини (известные производители деталей для тюнинга мотороллеров), посчитав мощность японских мотоциклов недостаточной, начинают выпуск целой гаммы миников Dream Bike. В отличие от японцев, которые по сей день используют двигатели от газонокосилок, итальянцы разработали двигатель, специально предназначенный для мини-байков. Именно тогда была заложена концепция Pocket Bike, которая сегодня используется всеми европейскими производителями. Сейчас фирм, производящих Pocket Bikes, десятки. Большинство располагаются в Европе: Polini, D.M., GRC, Pasini, Stamas, ZPF, Vittorazi, ATM, I-Esse, SG — все Италия; Blata — Чехия, Bianchi — Франция, GEM — Великобритания. Продукцию этих фирм отличает не только название, различия могут быть такие же, как у больших мотоциклов разных марок. Это и двигатель, и концепция рамы, и дизайн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за экономических соображений на миниках используется двухтактный двигатель, внешне напоминающий силовую установку бензопилы. Он прост «как дважды два». Это картер с коленчатым валом и шатуном, цилиндр с поршнем, карбюратор, простейшее зажигание и центробежное сцепление (как у мотороллеров). Только у мотоциклов с водяным охлаждением добавляется помпа, радиатор и расширительный бачок. Да и заводится он, как бензопила — шнуром. Его рабочий объем от 30 до 50 см³. В Европе двигатели для мини производят Polini, BiZeta-Motor, Pasini, ZPF и Blata, в Японии — Komatsu Zenoch. Мощность варьируется от 1,5 до 16 л.с. В самой мощной комплектации при собственном весе «карманника» в 22 кг энерговооруженность получается 0,76 л.с./кг. Для сравнения: у знаменитой Ямахи R-6 — 0,72 л.с./кг!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жесткая рама — залог управляемости мотоцикла, поэтому на «карманниках» она выполнена как у «взрослых» спортбайков: диагональная из алюминиевых сплавов или пространственная из хром-молибденовых труб.

Эффективное торможение осуществляется за счет дисковых тормозов. В тормозной системе необычными выглядят только суппорты. Они приводятся в действие не гидравликой, а тросом, как у велосипеда. Это сделано для максимального удешевления и облегчения всей тормозной системы. Из-за таких же соображений на мини-байках нет подвески. Переднее колесо жестко закреплено в вилке, как и заднее — намертво зафиксировано по отношению к раме. Завершают конструкцию миников колёса различных размеров (от 4″ до 6,5″) и покрышки разного состава.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К покрышкам, так необходимым на соревнованиях, производители относятся с большим вниманием. Выпускают их для разных покрытий и условий. Это и обычная резина, и слики с разным составом, и специальная дождевая резина. Самый большой ассортимент покрышек предлагает фирма PMT, известная своей продукцией для автомоделей.

Вернемся к соревнованиям. Гонки на мини-байках дали много новых имен признанных мастеров-спортсменов. Многие из них добились затем успехов и в других видах мотоциклетного спорта. А Валентино Росси, Шиньи Накано, Марко Меландри и многие другие гонщики прошли через мини-мото и до сих пор остаются его поклонниками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участвовать в официальных соревнованиях могут почти все желающие, классов много. Детям разрешается выступать с 9 лет, а взрослым предназначен курс «Для тех, кому за 30». И если у участников старше 15 лет нет ограничений по мощности омолгированных двигателей, то у детей двигатели должны быть не мощнее 4 л.с. Ведь ребенок весит в 3−4 раза легче взрослого, и, следовательно, энерговооруженность его мотоцикла выше. Поэтому же в классах есть разделение по весу тела, чтобы более легкий пилот не имел большого преимущества. Для самых рослых участников используются мотоциклы, которые называются миди. Они на 10% больше, чем мини.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приятно, что Россия тоже причастна к мини-мотогонкам. С 2002 года проводится Кубок России, и пусть классов и участников у нас немного, зато перспектив достаточно. Актуальность соревнований по мини-мотоциклам в России продиктована не только давними традициями мотоциклетных гонок. Низкая стоимость, небольшие эксплуатационные расходы делают гонки на мини-мото самыми привлекательными из технических видов спорта. Ведь трассу для езды на мини-мотоцикле можно расположить на любой ровной заасфальтированной площадке. А бюджет участия в соревнованиях меньше, чем у картинга, в четыре раза. Участие молодых людей в подобных соревнованиях, быть может, воспитает в нашей стране гонщиков, способных выступать на международном уровне. К примеру, двукратный чемпион России по шоссейно-кольцевым мотогонкам Владимир Иванов начинал свою карьеру на минике и до сих пор использует мини-мото в тренировках. Не стоит забывать и про климатические особенности наших регионов. Полноценный сезон — это всего 6−7 месяцев. Желающим кататься в зимнее время подойдет крытый картодром или замерзшее озеро (мини можно зашиповать). Все это дает возможность обучаться спортивному вождению мотоцикла и проводить мотоциклетные соревнования в любом городе в любое время года.

Ограничений в возрасте для желающих прокатиться на мини-мото, к счастью, нет. А удовольствие, получаемое от такого катания, не описать словами.

Приносим благодарность minimoto.ru и vector-racing.ru за помощь в подготовке материала