Правда или голливудский миф: кричат ли каратисты «кия» на самом деле

Настоящий звук, издаваемый спортсменами, не похож на «кия». Зачем тренеры заставляют учеников кричать и как это помогает донести сложности кинезиологии до самых маленьких спортсменов, в нашей заметке.
Правда или голливудский миф: кричат ли каратисты «кия» на самом деле
PxHere

Если вы когда-либо поднимали тяжелый предмет и при этом резко выдыхали от напряжения, то вы, сами того не подозревая, выполняли основы киай.

Именно «киай» — правильное название техники дыхания, о которой идёт речь. Обратите внимание: название, но сам звук может быть любым, это не имеет большого значения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Суть в том, что при ударе все мышцы живота и поясничного отдела спины взрывообразно сжимаются и естественным образом получается сильный резкий выдох.

Крик каратиста несёт ту же функцию, что и сопение тяжелоатлета, поднимающего предельный вес, или пыхтение боксера. Контроль дыхания важен, чтобы вложить в технику всю силу.

Вокализация киай

Каратисты крайне редко кричат именно «кия». Чаще звук похож на «ха!», «хай!», «эээая!» или «хайяа!»

Тренер Эндрю Баучер говорит, что обычно учит подопечных разделять звук на две части: резкое «аххх», которое переходит в долгое затухающее «аййй».

«Звуки киай, возникают в результате напряжения и расслабления соответствующих мышц тела, – объясняет он. – Во время выполнения техник, при одновременном дыхании. Они являются результатом правильной формы, а не восклицанием лишь ради того, чтобы издать звук. Если вы выполняете разные техники, то и киай естественным образом получатся разные».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вокализация дыхания помогает наставнику понять, правильно ли действует ученик.
Вокализация дыхания помогает наставнику понять, правильно ли действует ученик.
PxHere
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть вторая причина, почему мастера приучают учеников сопровождать движения громким возгласом: это позволяет выявить ошибки или убедиться, что ученик правильно понял задачу. «Иногда киай появляются в тех местах формы, где мы их не учим, – рассказывает Баучер. – Эти "неформальные" киаи происходят, если ученик выполняет форму с должным намерением и энергией, и это один из способов, с помощью которого инструкторы узнают, что ученик делает все правильно, используя глубинную механику тела, а не просто поверхностные движения».

«Звук является результатом правильной формы, а не восклицанием лишь ради восклицания. Если вы выполняете разные техники, то и киай естественным образом получатся разные».
Эндрю Баучер Тренер по классическим единоборствам

Наконец, для опытных бойцов крик – это отдельная практика, называемая киайдзюцу, с помощью которой можно воздействовать на психику противника, оглушить или отвлечь. Или разблокировать дыхание после пропущенного удара в солнечное сплетение.

«Детей мы учим просто говорить "ки-ай", — смеётся тренер. — Это короткий способ познакомить с ним малышей, еще не готовых к рассуждениям о "механике тела" и кинезиологии. Со временем, по мере продвижения ученика, он начинает производить "неформальные" киай в своих ката, и тогда мы можем убедиться, что он движется в правильном направлении».