Взять и полететь: как Ив Росси обрел свои крылья

Рассказываем про трюк команды Jetman Dubai: старт человека в реактивном крыле с земли, с набором высоты без помощи больших летательных аппаратов. Раньше пилотам реактивного крыла приходилось стартовать высоко – например, прыгать с вертолета и уже в падении включать реактивную тягу. В этот раз все было иначе.
Взять и полететь: как Ив Росси обрел свои крылья
Соцсети

Винс Реффет сделал шаг с пирса, но не упал, а продолжил двигаться равномерно и прямолинейно в метре над водой, а затем пошел вверх по красивой дуге. За следующие восемь секунд он набрал первые сто метров, а на километр поднялся за полминуты. Под его крылом остались ребра искусственных островов Дубая и шпили его небоскребов, в том числе игла знаменитой Бурдж-Халифа. Продолжавшийся три минуты полет закончился спуском на парашюте, но перед тем, как дернуть кольцо, Реффет выполнил на высоте 1800 м две эффектные пилотажные фигуры – бочку и мертвую петлю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пилот Jetman Dubai

Дубаи учатся летать

Jetman Dubai не первая компания, удачно испытавшая личный реактивный транспорт, но, пожалуй, самая успешная в смысле маркетинга. Она, собственно, и создана была ради рекламы. Рекламы чего – другой вопрос. История подвигов джетменов началась в 2015 году, когда Реффет и ветеран воздушного спорта Ив Росси (тоже француз) совершили полет в нескольких метрах от огромного Airbus A380, по ливрее которого тянулось название арабских авиалиний – Emirates.

Откуда крылья растут

Летательный аппарат Jetman Dubai – это жесткое углепластиковое крыло с четырьмя реактивными двигателями Jetcat, работающими на керосине. Оно позволяет летать по прямой и поворачивать, зависать на одном месте, выполнять петли.

О том, как устроено крыло, на котором летал Реффет, известно мало. В последний раз о конструкции подробно рассказывал создатель его ранних версий Ив Росси. Число двигателей, материал и форма крыла с тех пор не изменились.

У крыла Росси нет и не было ни закрылков, ни рулей. Управление осуществлялось за счет движений тела. В центре крепились два парашюта: один – для пилота, другой – для крыла.

Полет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проект Human Flight («Полет человека»), который реализуют джетмены и стоящая за ними команда, – это тоже реклама ОАЭ, их образа жизни, их роскоши и представлений о прекрасном. Но история реактивных крыльев, хоть и делается сейчас на деньги нефтяной монархии, началась совсем на других берегах – и совсем не по рекламным причинам.

Полет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пропустить рекламу

Изобретатель реактивного крыла Jetman Ив Росси с юности любил небо и очень хотел летать – так сильно, что профессии пилота гражданской авиации ему оказалось мало. В конструкции Jetman воплотились идеи Росси о том, как должен выглядеть автономный полет человека: никаких рулей, управление только за счет движений тела. Так, чтобы набрать высоту, человек в крыле должен напрячь мышцы – разгибатели спины, выгнуться дугой. «Если вы добавите руль, у вас получится тот же самолет. Я хочу не рулить, а летать», – часто повторяет Росси.

Удивительно, но при всем вышесказанном Росси не спортсмен – точнее, не спортсмен в том смысле, в котором являются спортсменами его коллеги. Создатель реактивного ранца Gravity Ричард Браунинг, например, вообще начал свою карьеру с турников и достиг в этом деле впечатляющих успехов – иначе бы он просто не справился с управлением своим аппаратом. Винс Реффет и его коллеги тоже в первую очередь атлеты, воздухоплаватели и пилоты, они всю жизнь откуда-то прыгают и выполняют разные трюки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пилот швейцарской гражданской авиации

Но Ив Росси другой. Он просто хотел летать, и летал, и учил летать других. Одна из двух его больших задач заключалась в том, чтобы передать кому-нибудь свои навыки и узнать, каково это – лететь бок о бок с другом. Для этого Росси и приехал в Дубай: компания по продвижению экстремальных видов спорта пригласила его для работы над Jetman Dubai. Их сотрудничество, однако, не продлилось долго. Обучив Винса Реффета, сделав на камеру несколько кругов вокруг все той же Бурдж-Халифа и сняв красивый фильм в 4К, Росси покинул Эмираты – кажется, навсегда. Позднее на сайте изобретателя появился наполненный плохо скрываемым разочарованием текст о разногласиях с арабским менеджментом, «разнице подходов к свободному полету» и своем желании летать свободно и получать от этого удовольствие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Полет

Шестого августа 2019 года, первым в истории (и за несколько месяцев до дубайского полета Винса Реффета), Ив Росси шагнул вперед и не упал, но продолжил двигаться равномерно и прямолинейно, а потом начал набирать высоту.