Репетиция рекорда: Долгая дорога вниз

Не боитесь прыгнуть с парашютом? А если – со свободным падением? А если – так, чтобы развить скорость выше звуковой? А если – с высоты стратосферы? Есть в мире человек, которому все это «не слабо», и скоро он попробует совершить подобное...
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Речь о сорвиголове из Австралии, Феликсе Бомгартнере (Felix Baumgartner), о мечте которого мы писали в заметке «Прыжок в сверхзвук». Сам эпохальный прыжок должен состояться ближе к концу этого года. Планируется, что герой, разместившись в капсуле, с помощью наполненного гелием воздушного шара поднимется на высоту около 36 км — и уже оттуда ринется вниз. План вызывает одновременно оторопь и уважение; видимо, поэтому привлечь спонсоров Бомгартнеру труда не составило, и теперь его миссия называется Red Bull Stratos.

Нашлись и энтузиасты, готовые помочь. Бывший врач из NASA Джонатан Кларк (Jonathan Clark), теперь возглавляющий медицинскую часть проекта, говорит: «К настоящему моменту системы спасения шаттлов сертифицированы для работы на высотах до 30 км». Дело в том, что именно этот уровень был проверен бесстрашным Джо Киттингером (Joe Kittinger) военным летчиком, поставившим некогда рекорд, прыгнув с высоты 30 км и развив в свободном полете скорость почти в 1000 км/ч — мы рассказывали о нем в статье «Прыжки из стратосферы». Отвага Киттингера позволила подтвердить возможность спасения с этой высоты, а на больших никто и никогда не проверял. Возможно, теперь Бомгартнер освоит новый уровень высот и позволит новому поколению систем спасения работать уже и там. Это особенно актуально в наше время, когда активно развивается частная и коммерческая космонавтика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недавно команда работающих с Бомгартнером техников провела целую неделю тестирования всего оборудование, которое готовится к прыжку — а заодно и сам Феликс освоил технику в действии, отработал каждое свое движение, ведь один неверный жест — и все может закончиться для него печально. Капсула была приподнята над землей с помощью крана, и Феликс попрактиковался в открытии ее дверцы и выходе наружу. Это, возможно, самый критический шаг, даже мельчайшие неточности в его исполнении повлияют на положение, в котором прыгун войдет в полет — и в лучшем случае просто помешают ему преодолеть звуковой барьер и установить рекорд.

Весящий вместе с экипировкой около 122 кг, Бомгартнер должен в определенный момент отстегнуть крепящие ремни, встать и перейти на платформу для прыжка. В ходе тестирования было показано, что эти движения не приведут к опасному крену или отклонению капсулы. Этот маневр был повторен множество раз, к скафандру Феликса прикрепили резиновый жгут и подняли капсулу на высоту уже 60 м, после чего снова и снова отработали этот важный момент, пока все не остались довольны результатом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, предстоит Бомгартнеру и другой интересный момент. Сам он говорит об этом почти спокойно: «Пока мы совершенно не представляем, не случится ли чего-нибудь с моим телом на сверхзвуковой скорости... Мы стараемся предусмотреть каждую мелочь, но всегда может случиться нечто совершенно непредсказуемое. И это вполне может убить тебя». Что же случится в итоге — мы узнаем уже в нынешнем году. И обязательно расскажем во всех подробностях.

serzsh
serzsh 29 Июля 2010, 00:07
Для Kochulorov Il′ya Парашют открывается на скорости не более 100км/ч, а весь "сверхзвук" - остается в разреженных слоях атмосферы. Об этом сказано ранее :-)
kochulorov_ilya
kochulorov_ilya 23 Июля 2010, 13:07
Да прорекламировали Феликса неплохо, теперь у него появится еще больше спонсоров, но лучше бы рассказали об оборудовании и снаряжении которое он будет использовать, ведь в этом задача журнала ПМ. Допустим из чего и как сделан его парашют, если при открытии обычного на сверхзвуковой скорости попросту порвутся стропы.
serzsh
serzsh 19 Июля 2010, 14:07
Все намного проще - разгон в падении происходит на высоте, где и воздуха почти нет и падает паращютист почти в вакууме безо всякого сопротивления. С 36 км до 30 он спокойно разгоняется до скорости выше 340 м/сек в состоянии свободного падения. При этом нет ни ударной волны ни каких - либо неприятностей - тормозить не обо что. По мере снижения плотность воздуха растет постепенно и торможение происходит плавно и нежно. На высоте около 2 км быстрее 200 км/ч он падать не будет, а "плашмя" - и того медленнее - не более 100 км/ч - как обычный парашютист. Вот только смысл хвастаться сверхзвуковой скоростью там, где почти нет воздуха и звука? :-)
Серёга
Серёга 19 Июля 2010, 11:07
Скорее всего скорость будет госить он горизонтальным положением тела ( насверх звук он будет выходить "головой вниз", так сказать "На кола"). Так же не большим стабелизирующим куполом и завершит это всё, наверно, оптемально собранная система паращюта, которая будет открываться гораздо дольше, но более мягко и комфортней.