Зачем на лыжах канавки? Вопрос, мучавший вас с детства, но спросить было не у кого

Ещё в школе нам объясняют, что лыжи имеют большую площадь, поэтому давление на грунт уменьшается и это позволяет ходить по снегу не проваливаясь. И вдруг в лыже прорезают глубокую канавку, уменьшая эту самую площадь. Где логика?
Зачем на лыжах канавки? Вопрос, мучавший вас с детства, но спросить было не у кого
Atomic
Желобок, идущий вдоль лыжи, не даёт ей соскальзывать вбок.

В этом его основное назначение. Особенно это важно для спортсменов, идущих коньковым ходом. Поэтому производитель лыж Rossignol на некоторые коньковые лыжи наносит даже два параллельных желобка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Структура — микроканавки

Если вы хоть раз в жизни ходили на пластиковых лыжах, то могли заметить, что их поверхность не гладкая, а сплошь покрыта интересной текстурой из микроскопических бороздок. На языке лыжников она называется «структурой».

Её физика интереснее. Когда лыжа скользит по снегу, трение разогревает и плавит его. Между лыжей и снегом образуется тоненький слой незамёрзшей воды, уменьшающий трение.

Однако в разную погоду количество воды между лыжей и снегом неодинаковое. Чем сильнее мороз, тем слой воды тоньше и помогает меньше. А в оттепель, наоборот, воды так много, что возникает эффект подсоса и лыжа прилипает к поверхности, не давая разогнаться.

В профессиональном спорте есть отдельная процедура структурирования поверхности лыжи под разные погодные условия.
В профессиональном спорте есть отдельная процедура структурирования поверхности лыжи под разные погодные условия.
Cross Country Skier

Структура регулирует количество воды, образующейся под лыжей, делая скольжение более равномерным. Её работу можно сравнить с работой протектора на автомобильных покрышках.

Кроме того, структура удерживает смазку, которую наносят на скользящую поверхность лыжи.