Технологии в музеях: как антибликовое стекло защищает ценные экспонаты и предметы искусства

Приходя на выставку, многие замечали, что в витринах часто отражаются посетители выставки и предметы из зала. Всему виной высокая зеркальность стекла. При неудачно выстроенном музейном освещении это свойство лишь усиливается и усугубляет ситуацию, отвлекая гостей от экспозиции. Однако сегодня проблема постепенно уходит в прошлое, благодаря антибликовому стеклу, которым уже оформляют свои выставки ведущие музеи мира.
Технологии в музеях: как антибликовое стекло защищает ценные экспонаты и предметы искусства

Музейное стекло

Разработка и оформление витрин экспозиции ― важный этап для организаторов выставки, такой же значимый, как грамотный подбор багета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Антибликовое стекло защищает экспозицию, но при этом визуально стирает границу между экспонатом и посетителем выставки. Такой эффект достигается благодаря низкой зеркальности. Например, зеркальность антибликового стекла Guardian Clarity всего 0,7%, в то время как у обычного данный показатель равен примерно 8,5%. Таким образом стекло кажется почти невидимым.

Решение делает выставку более зрелищной и позволяет улучшить восприятие предметов искусства. Не страдает при этом и сохранность коллекций.

Стекло с дополнительными свойствами ― мультифункциональное, солнцезащитное или антибликовое ― создается методом магнетронного напыления, во время которого материал покрывают тонкими слоями ионов металлов. Для создания антибликового стекла применяют базовое химически просветленное стекло с небольшим содержанием частиц железа. Оно бесцветное, и поэтому производитель может сделать его максимально прозрачным и обеспечить высокую цветопередачу.Среди плюсов стекла для музейных витрин ― такие характеристики, как высокая цветопередача и контрастность объектов, УФ-защита, отсутствие бликов. Как правило, витрина с антибликовым стеклом настолько прозрачна, что многим хочется потрогать, чтобы проверить, установлено ли оно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Оформление музейной витрины. Лувр. Париж, Франция.
Оформление музейной витрины. Лувр. Париж, Франция.
Guardian Glass
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режим влажности и температуры

Строгий контроль влажности ― один из ключевых факторов, влияющих на старение экспонатов. При высокой влажности музейные предметы из бумаги и дерева могут набухать, при высокой сухости воздуха наоборот ― уменьшаться в объеме. Нарушение температурно-влажностного режима негативно влияет и на состояние масляных красок на холсте или дереве: они могут осыпаться или отслоиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режим освещения

Чтобы сдерживать старение предметов культуры и искусства в музеях выстраивается особый световой и температурный режим, при котором регулируют воздействие на экспозицию. У экспонатов может быть разная устойчивость к свету. Так, на камень, керамику и стекло яркий свет почти не влияет, в то время как картины уже не так устойчивы к свету. Есть и другие особенности: бумага, белый мех или изделия из кости, которые хранятся исключительно в темноте, неизбежно пожелтеют.

Из-за света предметы подвергаются воздействию теплового излучения: на качество экспозиции влияет ультрафиолет, а многие негативные факторы усиливаются с ростом температуры или влажности. Этот фактор стоит учитывать при разработке решений для витрин в музеях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Биологический режим

Музейные экспонаты нередко могут портиться также из-за насекомых и плесневых бактерий, благоприятная среда для которых может возникнуть, когда баланс температуры и влажности в помещении нарушен. Например, деревянные предметы нередко могут разрушаться насекомыми изнутри, и это становится угрозой для ряда коллекций.

Механические повреждения

Фарфор, ткани, картины, археологические находки ― большинство предметов на выставках, как правило, хрупки и уязвимы, и нуждаются в защите ― от неосторожных посетителей, а также от выцветания, от влияния пыли и других агрессивных факторов.Категория предметов искусства, которую музеи прячут за стекло в числе первых, ― живопись. Например, для защиты небольших полотен применяется незаметное для посетителя выставки стекло Guardian Clarity 22.1. В нем два двухмиллиметровых стекла с антибликовым покрытием. Такая стеклянная защита блокирует большую часть УФ-излучения и оберегает картину от возможных механических повреждений и воздействий окружающей среды. При этом стекло, покрывающее картину, безопасно, благодаря функциональному слою пленки: даже если стекло разобьется, оно останется в раме, а осколки не повредят шедевр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Оформление музейной витрины. Лувр. Париж, Франция.
Оформление музейной витрины. Лувр. Париж, Франция.
Guardian Glass

Чтобы обезопасить большие экспонаты, можно использовать закаленные стекла крупного формата с двусторонним антибликовым напылением. Сегодня в России можно изготавливать стекла для витрин формата 3*6 м. Такого размера хватит, чтобы спрятать за стеклом даже скелет динозавра.

Музейный комплекс Висячие сады. Гавр. Франция.
Музейный комплекс Висячие сады. Гавр. Франция.
Guardian Glass

В витрину из антибликового стекла можно интегрировать и систему безопасности (особенно актуально для ювелирных изделий), контроля влажности, освещения и температуры.