Приносят в жертву оленей и готовят белые блюда: 10 удивительных фактов о новогодних обычаях народов России
Чукотский Пэгытти и кровяные узоры
Чукчи — коренной народ полуострова Чукотки. Новый год они называют Пэгытти — в честь созвездия Орла, которое состоит из звезд Альтаир и Тараред и приносит свет Нового года.
Чтобы расположить к себе добрых духов, чукчи, которые ведут кочевой образ жизни, совершают жертвоприношение. Жертвенный олень должен быть не простым — это или беломордый (любимый светом), или в прошлом знаменитый беговой олень.
Кровью жертвенного оленя наносят узоры на лицо всем домочадцам, чтобы человека не узнали злые духи, которые могут навредить, наслать болезни. У каждой семьи — неповторимый рисунок. Обычно его всем чертит хозяйка, а ей — муж.
Эвенкийский Икэнипкэ и обряд очищения
Эвенки — народность Восточной Сибири. Название праздника — Икэнипкэ — с эвенкийского переводится как «подражание жизни». В настоящее время появилось новое название Бакалдын — с эвенкийского «встреча».
На праздник проводят обряд очищения. На подготовленной поляне устраивают ворота из двух лиственниц. Гостей, которые проходят через ворота, окуривают дымом багульника или можжевельника, чтобы тело избавилось от болезней, а душа — от проблем, которые накопились за прошедший год. После обряда участникам выдают ленты, которые те завязывают на выбранное дерево, мысленно прося у верховного божества благополучия.
Летний якутский Ысыах
Якуты (самоназвание — саха) — коренные жители Якутии. Ысыах (читается «эсэх») — праздник Нового года, летнего обновления — празднуется летом, в июне. В этот день якуты исполняют традиционный танец осуохай. Люди берутся за руки и двигаются по ходу солнца вокруг мирового древа. Цель такого хождения — создание мистической связи между миром божеств и миром людей. В осуохае обязательно есть запевала, который начинает специальную песню, а остальные повторяют только рефрены. В 2012 году якутский осуохай попал в Книгу рекордов Гиннесса: в танце участвовали более 15 000 человек.
Святки Семейских и машкарады
Семейские (Забайкальские старообрядцы) — русские потомки старообрядцев, высланных в XVIII веке из Могилевской губернии (сейчас это Гомельская область Беларуси, тогда территория находилась в Речи Посполитой) в Восточную Сибирь. Новый год у них называют Святками и отмечают с 7 по 14 января. В эти дни устраивают машкарады, иными словами, наряжаются: медведями, цыганами, старухами, чертями. Водят с собой коня (ряженого) или козу (живую), носят «покойника». Прежде чем войти в дом, спрашивают: «Разрешите с машкарадами зайти?». В доме разыгрывают смешные сценки, например, «покойник» внезапно оживает и начинает приставать к девушкам.
Бурятский Сагаалган и белая еда
Буряты — народ, который сформировался в районе озера Байкал. Сагаалган — с бурятского «белый месяц» — празднуют в первый день по лунному календарю. Раньше Новый год отмечали осенью в день осеннего равноденствия. Перенос случился под влиянием буддизма.
Самые главные и обязательные блюда — «белые»: сметана, сушеные пенки, сыр, творог, простокваша — считается, что они очищают человека и влияют на будущее плодородие. Есть мнение, что таких блюд должно быть девять. Для детей припасают сладости. Не обходится праздничный стол и без мясного, например, традиционных бууз. Можно сравнить их с русскими пельменями, только мясо используют нарубленное, а сверху делают небольшое отверстие. Угощение готовят не только для людей, но и для божеств — обычно отваривают баранью грудинку.
Нганасанский праздник Чистого чума и похоронная одежда
Нганасаны (самоназвание «ня» — «человек») — малочисленный северный народ, живущий на полуострове Таймыр. Год у нганасан делится на летнюю и зимнюю половину, поэтому главный праздник в году они отмечают в конце полярной ночи (конец января — начало февраля). И называется он Мадуся — праздник Чистого чума.
Правда, справляют его не ежегодно: если прошедший год выдался неудачным, праздник переносят и отмечают уже через год. Иногда он случается раз в три года. Участники приезжают на праздник в самых нарядных своих одеждах — смертных (в которых их когда-нибудь похоронят). При жизни их надевают только в дни Чистого чума.
Хакасский Чыл Пазы и пустой ковш
Хакасы — коренное население Южной Сибири. Раньше наступление Нового года у хакасов не имело четкой привязки к дате. Его отмечали после того, как с вершин гор (у каждого аала — селения — ориентиром была своя возвышенность) сходил снег. А сейчас отмечают в день весеннего равноденствия (19–21 марта). Чыл Пазы с хакасского переводится «начало года».
У хакасов есть много примет и обычаев. Например, гадание. Бросают пустой ковш на землю. Если упадет дном вниз — в наступающем году будет счастье, скот будет прибавляться, а если вверх — к бедному году.
Тувинский Шагаа и ожидание богини
Тувинцы — коренной народ Южной Сибири. Шагаа — с тувинского «белый праздник» — возник под влиянием буддизма, как у бурят и некоторых алтайцев.
В новогоднюю ночь стараются дольше не спать и пораньше встать, чтобы защитница буддийской веры Палден Лхамо не посчитала уснувших умершими. К появлению богини готовятся: в домах расставляют лучшее угощение для божеств у алтаря, а в хурээ — буддийском храме — раскидывают зерна. После восхода солнца проверяют, есть ли следы посещения богини.
Два мансийских Новых года: мужской и женский
Манси — западносибирский народ, относящийся к обским уграм. Новый зимний год отмечается в конце лета (в августе), когда происходит погодный «поворот на зиму», а новый летний год — в начале весны (в марте — апреле), когда возвращаются перелетные птицы. Названия: Тōрум кан — «место поклонения божеству» и ринэква хōтал — «Вороний день». Зимнее полугодие открывает мужской праздник, а летнее — женский.
В конце лета происходит смена хозяйственной деятельности: заканчивается рыболовный сезон, начинается охотничий, поэтому здесь на передний план выступают промысловые обряды, призванные способствовать будущей охотничьей удаче мансийских мужчин.
Весной, ярким признаком которой является прилет птиц (первыми здесь считаются вороны), происходит возрождение, обновление природы, соотносимое с женской и семейной сферами. Хозяйственная жизнь также меняется: завершается сезон охоты и начинается активное рыболовство.
Удмурдский Вожодыр и нечисть
Удмурты — один из коренных народов Западного Приуралья. Вожодыр (переводится как «время вожо» — демонических существ) проходит в период от Рождества до Крещения. Это переходное время связано в удмуртском фольклоре с представлениями о разгуле нечисти — вожо. В мифологических рассказах они описываются как человекоподобные существа, способные к перевоплощению (например, могут менять рост с человеческого до «высотой с дом» или внезапно исчезать, оставляя после себя только следы на снегу).
Местами обитания вожо считаются хозяйственные постройки, пустующие дома и бани, поэтому в святочные дни людям нельзя там появляться. Также нежелательно шуметь и громко смеяться в темное время суток. Другие запреты распространяются на выполнение определенных видов работ — например, стирки и полоскания белья в реке.
Вот такой страшный, таинственный, разный Новый год отмечают в России.
Материал подготовлен по книге «Страшный, таинственный, разный Новый год»