Европейские диктаторы, средневековые ученые и универсальные люди: 6 книг, которые помогут погрузиться в историю
Конец режима: Как закончились три европейские диктатуры
Журналист Александр Баунов написал документальный политический роман о двух самых долгих диктатурах Европы: периодах правлениях Франсиско Франко в Испании и Антониу ди Салазара в Португалии. Оба режима продолжались по 40 лет и не устояли. Чтобы дополнить картину, автор пишет о православной диктатуре «черных полковников» в Греции.
В первую очередь Баунов рассказывает о людях и целых человеческих сообществах: социалистов и консерваторов, священников, студентов, силовиков, политических эмигрантов, дипломатов, министров и художников и так далее. На их историях автор показывает, как диктатурам удается существовать долго и что все-таки мешает им длиться вечно, как авторитаризм покидает сила.
Книга для тех, кто интересуется актуальной политической повесткой и событиями недавнего прошлого.
Полимат: История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг
Чаще всего полиматами, или универсальными людьми, называют тех, кто достиг значительных успехов в разных областях знания — например, подвизались в медицине, математике, физике, изучении языков, поэзии и спорте. Но в своей книге историк Питер Бёрк сосредоточился на биографиях ученых, чьи интересы были поистине энциклопедическими, то есть охватывали полный круг знаний о предмете или его существенном сегменте. Исследование Бёрка основано преимущественно на просопографии, коллективной биографии группы из пятисот человек, которые жили и работали на Западе с XV по XXI век, а также разборе историй жизни отдельных «исполинов эрудиции». Бёрк увлекательно и подробно рассказывает о том, что двигало Пифагором, Леонардо да Винчи, Сьюзан Зонтаг и Джаредом Даймондом, что заставляло их переходить от одной науки к другой, как полиматы находили время и силы для своих разносторонних занятий, на что они жили и как применяли свои невероятные знания.
Написанные в истории: Письма, изменившие мир
Сегодня бумажные письма и открытки стали редкостью для жителей крупных городов, а большинство личных и деловых переписок проходят по электронной почте, в мессенджерах и соцсетях. Чтобы донести до другого человека информацию больше не нужны курьеры, ямщики и повозки, достаточно стабильного wi-fi. Историк Георгий Гупало предлагает читателям вернуться в те времена, когда бумажным письмам не было альтернативы, когда они были единственным надежным способом коммуникации между людьми на расстоянии. Люди вели долгие споры по переписке, выстраивали отношения, обсуждали деловые вопросы, сплетничали, ссорились и мирились по переписке. И многие шедевры эпистолярного жанра сегодня формируют портрет своей эпохи не хуже знаковых монографий и учебников по истории.
В книге Гупало собраны письма известных людей из разных эпох. Круг тем — широкий: от любовной лирики до размышлений о политическом строительстве. Производит впечатление и временной промежуток, который охватывает книга, — от послания апостола Павла коринфянам эпохи Плиния Младшего до начала XX века. Читатель заглянет в конверты, которые отправили Наполеон Бонапарт, Иван Грозный, Че Гевара, Бетховен и Николай Огарев, чтобы выстроить картину эпохи по письмам или вдохновиться словами великих людей прошлого.
Светлые века: Путешествие в мир средневековой науки
Многие думают, что наука в современном понимании появилась только в эпоху Возрождения, а Средневековье представляется нам «темным» временем, когда царили предрассудки и заблуждения. Однако историк Себ Фальк убедительно доказывает, что в действительности период с VI по XVI век был временем накопления знаний и постоянного научного поиска. В книге «Светлые века» Фальк убедительно разрушает стереотип о мрачном и варварском Средневековье: он знакомит читателей с эрудитами той эпохи, которые пытались понять природу вещей и даже изобрели вещи, которыми мы пользуемся до сих пор — например, очки, механические часы, разные типы мельниц, плуг и доменную печь. Средневековые ученые, изобретатели и врачи лечили болезни, изучали движение небесных тел, занимались математикой и даже пытались заглянуть в будущее.
Книга написана от лица монаха, астронома и авантюриста Джона Вествика, жившего в Англии в XIV веке. Вместе с ним читатели почувствую атмосферу научного поиска того времени и познакомятся с удивительными людьми: ремесленником-шпионом, персидским эрудитом, который основал лучшую обсерваторию в мире, аббатом-часовщиком и другими. Эта книга, которая признала The Times и The Telegraph лучшей книгой года, заставит пересмотреть отношение к Средневековью.
Война Алой и Белой розы: Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров
Войной Алой и Белой розы называют серию конфликтов домов Ланкастеров и Йорков за наследие английской династии Плантагенетов во второй половине XV века. Современные историки пришли к заключению, что Война Роз была сложным и непредсказуемым периодом: почти 50 лет страну раздирала кровавая междоусобица, заговоры и массовые казни, беспорядки, от которых страдали аристократы, духовенство и крестьяне.
В своей книге историк Дэн Джонс рисует максимально правдивую картину той суровой и тревожной эпохи и через призму разрушительной войны показывает, каким на самом деле был XV век. Читатели познакомятся с историей государства, которое погрузилось в пучину гражданской войны и пострадало от неумелого правления, узнают, как династия Тюдоров, родившаяся из хаоса и резни, стала самой величественной и грандиозной королевской семьей в истории страны. Реальная история в изложении Дэна Джонса увлекает и захватывает как высокобюджетный сериал и позволяет ближе познакомиться с одним из наиболее драматических сюжетов в истории Европы.
Всему свое место: Необыкновенная история алфавитного порядка
В 1947 году Билл Гейтс назвал разработку транзистора «ключевым переходным событием в наступлении информационного века». Другими важными моментами также считаются изобретение письма, двойной записи в бухгалтерии, книгопечатания, телеграфа и компьютера. Историк Джудит Фландерс убеждена, что все перечисленные изобретения создавали не новые знания, а новые пути, открывающие доступ к знаниям. Не машины произвели революцию в мире, но процессы, на фоне которых возникли изобретения. Они стали своего рода программным обеспечением для устройства печатных станков, телеграфа или компьютера. А чтобы новые типы программного обеспечения могли выполнять свою функцию, понадобились системы организации данных и особенно алфавит, которые открыли им путь в мир нового информационного порядка.
В своей книге «Всему свое место» Фландерс рассказывает историю о том, как это все произошло. Писательница предлагает взглянуть на историю упорядочения и классификации, на обстоятельства их возникновения и особенно на роль алфавита в этом процессе. Читатели узнают о происхождении письменности, о первых поисковых системах, о том, как сформировались умения запечатлевать информацию и познакомятся с алфавитными принципами.