Если хочется чудес: 5 фэнтезийных книжных миров, где магия сродни науке

Во многих фэнтезийных произведениях магия воспринимается как нечто само собой разумеющееся – феномен, не имеющий строгих законов, сродни чуду. На другом полюсе стоит научное фэнтези, в котором все, казалось бы, магические действия и предметы на самом деле твердо укоренены в законах науки. Но в этот раз мы не хотим уходить в крайности и расскажем о переходном варианте – фэнтезийных книгах, в которых к магии (самой настоящей!) относятся, как к науке: ее исследуют, выводят закономерности, естественные и искусственные ограничения. Но при этом волшебство от столкновения с ее проявлениями и самим миром никуда не теряется!
Редакция сайта
Редакция сайта
Если хочется чудес: 5 фэнтезийных книжных миров, где магия сродни науке
fanzon

«Вавилон», Ребекка Куанг

Завершив фэнтезийную трилогию «Опиумная война», принесшую ей популярность, Ребекка Куанг обратилась к альтернативной истории. «Вавилон» вдохновлен опытом учебы писательницы в Оксфорде и ее собственными размышлениями над сущностью перевода, который иногда приносит что-то новое в текст, а иногда и отбирает. В новом романе Куанг действие происходит в викторианской Британии, которая правит половиной мира благодаря магии, которая добывается из смыслов, потерянных и возникших заново при переводе. Эта магия проста и осязаема – ее буквально прессуют в кирпичики, и потом используют, например, чтобы ускорить движение корабля или точнее выстрелить из пушки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сирота Робин Свифт родился в Китае, но был усыновлен английским профессором и всю жизнь готовился к поступлению в Вавилон – так в романе называют Королевский институт перевода, обучающий магов-переводчиков. Оказывается, что сила магии зависит от близости языков друг к другу: например, перевод между английским и немецким принесет не так уж много, а вот с китайского на английский – уже совсем другое дело! Именно поэтому Британская империя разворачивает операцию по поиску лингвистически одаренных детей в своих колониях, чтобы потом обучить их и поставить на службу себе, как это случилось с Робином. Но на чьей стороне окажутся молодые маги, когда Британия начнет войну с их родными странами?

fanzon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Гонка за смертью», Бен Гэлли

В цикле, основанном на египетской мифологии, смерть для многих – это только начало жизни. А точнее рабства, ведь души умерших людей, и особенно тех, кто погиб раньше отмеренного ему срока, продают на аукционах богатым покупателям – в качестве слуг, воинов и представителей прочих тяжелых или опасных профессий. Такая судьба постигла и одного из главных героев, взломщика Кальтро, который приехал в город Аракс по таинственному приглашению, сумевшему ему выгодную работу. Впрочем, Кальтро не намерен сдаваться и хочет воспользоваться уловкой, позволяющей рабам получить свободу.

Несмотря на то, что никто достоверно не знает, почему и как «тени» людей после смерти стали «оживать», вокруг этого была построена выверенная научная методика, плод многих неудачных экспериментов. Труп человека, погибшего «досрочно», необходимо в течение определенного времени погрузить в воды реки Стикс, прочитав заклинание, а к новому владельцу его привязывают особыми монетами. Власти даже разработали специальный кодекс для обращения с мертвецами и для самих мертвецов, вот только на практике его очень часто нарушают, а доказать это очень сложно. Поэтому надежды Кальтро на закон выглядят призрачными, и ему придется идти другой дорогой и попытаться привлечь на свою сторону не только своих нанимателей при жизни, но и древних богов, чтобы выторговать свободу и возможность жить так, как ему захочется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
fanzon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Черная призма», Брент Уикс

Для цикла, который начинается с романа «Черная призма», Уикс создал необычную и хорошо продуманную систему магии, основанную на свете и цветах, на которые он распадается. Маги в этом мире рождаются со склонностью использовать определенные цвета: они буквально превращают цвет, извлеченный из лучей света, в физическую субстанцию под названием люксин и применяют для различных целей. Люксин каждого цвета имеет свои особенности: например, желтый крепок и долговечен и подходит для построек, а красный легко воспламеняется. Но цветовая магия влияет и на самих волшебников: например, красный люксин делает человека более склонным к гневу, а оранжевый – более творческим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раз в поколение рождается Призма – уникальный волшебник, умеющий использовать магию всех цветов радуги. Именно таков Гавин Гайл, самый могущественный человек этого мира. Но век Призмы недолог – не больше 21 года с тех пор, как он войдет в полную силу, и жизнь Гавина уже начинает подходить к концу. И именно в это время вспыхивают раздоры, грозящие погрузить в хаос весь мир, и справиться с которыми может только Призма. Но ценой за это может стать раскрытие страшной тайны из прошлого Гавина, о которой знали только он сам и его брат, погибший когда-то от его руки.

fanzon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сага зеленой кости», Фонда Ли

Канадская писательница китайского происхождения создала мир, вдохновленный гонконгскими боевиками, но с примесью фэнтези – а что если бы бандиты, словно вышедшие из фильмов Джона Ву, владели магией? В островном государстве Кекон находится единственное в мире месторождение волшебного нефрита: те, кто умеют использовать его, получают поистине сверхчеловеческую силу и ловкость, но это очень небезопасно. Требуется сочетание генетической предрасположенности и долгих лет обучения, чтобы успешно применять нефрит, не страдая от побочных эффектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За контроль над месторождением нефрита долгие годы сражаются два мафиозных клана, и трилогия, поначалу напоминающая «Крестного отца» или «Банды Нью-Йорка», к третьей книге приобретает эпический размах, когда в схватке за нефрит сходятся уже целые страны. Помимо прочего, Фонда Ли здорово показывает, как магия может соседствовать с технологиями и прогрессом – уровень развития ее мира примерно соответствует середине XX века, что достаточно необычно для фэнтези. А еще в «Сага зеленой кости» мы видим, как источник магии, нефрит, становится важной частью экономики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
fanzon

«Запертая гробница», Тэмсин Мьюир

Цикл «Запертая гробница» находится на стыке фэнтези и фантастики: действие фэнтези-вселенной с некромантами, турнирами и обетами чести происходит в космической империи и среди разнообразных технологий. В первом томе воительница и некромантка – Гидеон и Харроу – заключают вынужденный союз, чтобы победить в состязаниях и побороться за титул ликтора при императоре. Во втором томе, главной героиней в котором выступает Харроу, читатель узнает, что быть ликтором непросто и что император (какая неожиданность!) имеет скрытые мотивы поступать так, а не иначе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Магия в цикле завязана на некромантии и очень графична – писательница обстоятельно описывает, как герои поднимают скелеты, уничтожают тела или модифицируют их определенным образом. При этом у некромантов есть ограничения, связанные как с научными законами, так и с масштабом сил и знаний конкретного персонажа. Магия не может изменить законы жизни (например, излечить рак). Разные дома империи, управляющие от имени императора теми или иными мирами, специализируются на отдельных умениях и у каждого есть свои самобытные магические секреты. А еще – учебники, научные исследования и практические советы о том, как наиболее эффективно пользоваться своими силами и преимуществами. В этом смысле некромантия Мьюир – настоящее темное искусство, овладение которым не настолько увлекательно и требует серьезной подготовки. Впрочем, и в ней остается место творчеству и спонтанности, что неоднократно демонстрируют героини книг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
fanzon