Автор в голове у героя: 5 выдающихся фантастических циклов с повествованием от первого лица

Чаще всего фантасты пишут свои произведения от третьего лица. Это никак не ограничивает автора в описаниях сеттинга, мыслей и чувств персонажей. Но иногда автор решают рассказать историю от первого лица, «поселившись в голове» главного героя. Несмотря на связанные с этим ограничения, такой способ позволяет быстро погрузить читателей в атмосферу книги и создать у них крепкую эмоциональную связь с героем-рассказчиком.
Автор в голове у героя: 5 выдающихся фантастических циклов с повествованием от первого лица
fanzon

Многое здесь зависит даже не от сюжета, а от протагониста — если он харизматичен, ярок, обладает чувством юмора и чем-то похож на обычного человека, читать о его приключениях можно бесконечно. В этой статье расскажем вам о нескольких циклах фантастики, в которых повествование ведется от лица именно таких героев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вселенная Боба», Деннис Тейлор

Боб — талантливый программист, который заключил договор на криозаморозку после смерти, чтобы прожить еще одну жизнь в процветающем будущем. Однако это будущее оказалось совсем не безоблачным — Земля становится малопригодной для жизни, но несколько государств все равно продолжают бороться за власть, угрожая окончательно погубить человечество. Боб — теперь компьютерная программа — получил миссию искать в космосе планеты, пригодные для переселения людей или добычи ресурсов. Но ему хотят помешать силы враждебных стран, если только до этого его не добьют тяжелые условия космоса.

«Вселенная Боба» — цикл, который написан гиком для гиков. В нем множество отсылок на поп-культуру, а сам Боб — типичный интроверт-программист, не упускающий случая саркастично пошутить и поработать над кодом. Ему не очень интересна политика, экономика или общение с людьми, но приходится многому научиться, если хочешь спасти человечество от самого себя. Еще одной интересной особенностью цикла стало то, что Бобов в цикле очень много — изначальный Боб копирует себя для ускорения исследований. Но если вначале все они похожи друг на друга, то по мере развития у них все больше начинает проявляться индивидуальность и склонности к тем или иным занятиям. Кому-то больше нравится открывать новые миры, кому-то — ставить социальные эксперименты, а кому-то даже — решать проблемы Земли и преодолевать сопротивление политиков. Благодаря этому читатель получает возможность увидеть самые разные уголки вселенной и пережить разнообразные приключения, оставаясь в рамках восприятия в каком-то смысле одного персонажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
fanzon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Война старика», Джон Скальци

Джон Скальци создал еще одного героя, которому легко сопереживать, но по другим причинам. На начало первого романа Джону Перри 75 лет. Он прожил достойную жизнь, но на Земле его уже ничто не держит. И тогда он решает — нет, не умереть, а записаться в армию и отправиться на войну с инопланетными расами в космосе. Это билет в один конец, но уж очень соблазнительные перспективы, в том числе обещание, что все солдаты снова станут молодыми. Но даже в новом теле воевать непросто, и особенно — с теми, кто превосходит тебя по вооружению или обладает чуждой логикой. Кроме того, постепенно Джон понимает, что не все решения командования верны или оправданны, и чтобы не умереть, необходим другой подход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На первый взгляд, протагонист выглядит типичным супергероем — ему приходят в голову отличные идеи о том, как победить врага, еще когда он не пробыл на фронте и года, он прирожденный лидер, и именно его отряд выходит невредимым из многих переделок, в которых погибают все остальные. Отчасти с этим можно согласиться, ведь до армии его профессия не имела никакой связи с военной службой. Но на его стороне большой корпоративный опыт и понимание, как строить процессы. Да и путь Перри в армии нельзя назвать простым, он не становится большим начальником и всегда обязан выполнять приказы, какими бы глупыми они ни казались. Тем не менее, это интересная история о человеке, который пытается изменить систему, сочетающая динамику фантастического боевика, остросюжетные повороты и социальные комментарии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
fanzon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дневники Киллербота», Марта Уэллс

Ни одна подборка фантастических книг с повествованием от первого лица не может обойтись без цикла Марты Уэллс, принесшей ей любовь простых читателей и критиков, а также изрядное количество премий. Основная причина — в колоритном протагонисте. Киллербот — андроид, освободившийся от контроля корпорации, внезапно оказывается похож на многих любителей научной фантастики. Он интроверт, лучше понимает машины, а не людей, ленив, но готов на все ради друзей и больше всего на свете любит сериалы. Сам цикл по структуре тоже напоминает сериалы, где каждая повесть или роман — отдельная история, но есть и сквозные темы, и сюжеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Киллербот не человек, и это заметно по его манере изложения и логикой поступков, но чем больше он проводит времени в обществе людей, тем больше становится на них похож, в одной из книг даже переживает паническую атаку. Такое эмоциональное развитие нечасто встречается у андроидов в книгах, как и интерес к простой жизни — без цели или грандиозных планов. В то же время Киллербот склонен к самоанализу и саркастическому юмору, и это идеальная комбинация для легкой приключенческой фантастики.

fanzon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Книга Нового Солнца», Джин Вулф

Джин Вулф известен своими литературными экспериментами и игрой с читателем — как на уровне текста, так и на уровне смысла. «Книга Нового Солнца» — не исключение. Она написана в жанре научного фэнтези, но читатель узнает об этом далеко не сразу. Сначала кажется, что действие происходит в фэнтези-вселенной, напоминающей европейское Средневековье, но потом благодаря маленьким деталям и отсылкам возникает подозрение, что планета Урд — Земля в далеком будущем. В небесах над Урдом медленно гаснет солнце, но существует легенда, что катастрофу может предотвратить мессия, хотя цена может быть высока. По этому постапокалиптическому миру путешествует молодой подмастерье палача Севериан, которого отправили на первое одиночное задание, заставляющее его отправиться на окраину империи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Повествование от первого лица хорошо сочетается с поджанром «дорожной истории», в котором написан цикл. Севериан, который раньше никогда не покидал свою гильдию, так же, как и читатель, ничего не знает о том, что происходит в мире и какие удивительные создания там обитают. Он сталкивается со странными обычаями, в каждом поселении по незнанию попадает в передряги, и читатель может легко представить себя на его месте. При этом Вулф приготовил еще один твист. Обычно если герой выступает рассказчиком (а еще и обладает безупречной памятью, как Севериан), ожидается, что читатель попадает в его голову и узнает там правду с точки зрения этого персонажа. Но Севериан, хотя и не врет напрямую, — явно ненадежный рассказчик и периодически путается в показаниях, хотя заметить это можно только при внимательном чтении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
fanzon

«Квантовый вор», Ханну Райаниеми

Однажды от гениального вора Жана ле Фламбера отвернулась удача, и он оказался в квантовой тюрьме, действующей не на физическом, а на ментальном уровне — преступников там наказывают, направляя в петли одной и той же проблемы и заставляя действовать против самих себя. Жан не знает, как выбраться, но его похищают для участия в дерзком ограблении. Но чтобы преуспеть, Жану необходимо быстро вернуть навыки и разобраться в последствиях пребывания в тюрьме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Райаниеми пошел на некоторый риск, когда решил писать роман от первого лица, ведь действие происходит в далеком будущем и с технологиями, которые незнакомы читателю. Жан при этом ничего не объясняет и использует множество местных терминов, что может сбить с толку. Однако именно так обеспечивается быстрое погружение в сеттинг, и если читатель готов принять правила игры, его терпение будет вознаграждено. В романе много динамики и сражений, но это лишь внешняя оболочка, под которой — продуманный мир, реальные и вымышленные научные законы. И постепенно, из намеков и ссылок, узнавать правила его функционирования гораздо интереснее, чем если писатель сразу бы выложил все карты на стол.

fanzon