Авиамоделирование: кто придумал конструировать самолетики

Высота привлекает многих с детства. Но не каждый решает стать пилотом и самостоятельно устремиться ввысь. А зачем, если можно оставаться на земле и создавать модели самолетиков своими руками, а потом их запускать в небо? Мысль гениальная. Кстати, а кому она принадлежит? Как появилось авиамоделирование?
Виктория Федосеева
Виктория Федосеева
Пишу, следовательно, существую
Авиамоделирование: кто придумал конструировать самолетики
Freepik

Вы думаете, что легко создать уменьшенную копию штурмовика Ил-2 или пассажирского самолета Як-42? Ошибочно полагать, что авиамоделирование — это сборка игрушек для детей пилотов. Ведь конструировать самолетики своими руками — это целое искусство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Авиамоделирование
Вот, кстати, сделанная своими руками модель Ил-2 — самого распространенного в советское время боевого самолета
Unsplash

Кто придумал авиамоделирование

Началось все задолго до нашего рождения. Интересно, что авиамоделирование пояивлось даже раньше, чем самолетостроение! Копнем же в глубину веков и узнаем, кто придумал конструировать самолетики!

Имя того, кто создал первый эскиз самолета, можно легко предположить. Да, из-под пера Леонардо да Винчи вышел не только «Витрувианский человек». Вот как великий полимат пророчествовал:

«Будут крылья! Если это достижение не для меня, то для кого-то другого. Дух не может умереть; и человек, который все узнает и будет иметь крылья»
Авиамоделирование Леонардо
Это чертежи Леонардо, посвященные летательным аппаратам. Крылья Икара, аэроплан, конструкции для вертикального взлета — все это в XV веке приблизило эпоху авиамоделирования
wiki
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только вот первые задумки летательных аппаратов были не совсем «самолетными». Поначалу идеи Леонардо вообще походили на «апгрейд» рук и не имели никакого практического воплощения.

За детали и инструменты взялся не менее известный человек, талантливый во всем, Михаил Васильевич Ломоносов. В 1754 году он создал первую в мире «воздухобежную машинку» — прообраз вертолета. Он сконструировал эту модель для того, чтобы поднимать в воздух приборы для прогнозирования погоды.

На заседании Академии наук, где ученый презентовал это изобретение, Михаилу Васильевичу удалось заставить свое творение взлететь на двадцать метров. Присутствовавшие были покорены, и неудивительно: люди XVIII века увидели коптер! Правда, после советов о доработке изобретения Ломоносов уже не занимался авиамоделированием. Хотя, сам того не осознавая, сделал первый шаг на пути к конструированию летающих моделей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
История авиамоделирования
Так выглядят чертеж «воздухобежной машинки» и ее практическое воплощение. Трудно сопоставить эту коробочку с пропеллером и шестеренками с теми моделями самолетиков, которые мастера авиамоделирования конструируют сегодня!
Архивы пресс-службы

Эстафету принимает контр-адмирал Александр Можайский: в середине XIX века он настолько скрупулезно изучал птиц, что ему позавидовал бы рядовой орнитолог (если бы для своих целей Александр не стрелял в них специально...). Однако, вопреки распространенному в то время заблуждению, Можайский не стал проектировать устройство для взмахов крыльями по подобию птицы. Он выбрал другой путь:

«Основой будущего летательного аппарата должно быть неподвижное крыло, наклоненное под некоторым углом к горизонту и получающее тягу от специальных винтов»

Поначалу Можайский запускал нечто похожее на воздушных змеев, изучая аэродинамику. Но потом стал создавать модели, похожие на современные. Так, в 1870-х на свет появилась первая в мире модель самолета, по образцу которой был сконструирован первый в мире самолет.

Модель самолета Можайского
Эту модель с выразительными крыльями Можайский назвал «воздухолетательным снарядом». Этот самолет предназначался для подъема человека в воздух. Уже больше похоже на современную конструкцию, чем «воздухобежная машинка» Ломоносова!
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За рубежом тоже не отставали: в 1842 году в Англии Уильям Сэмюэл Хенсон получил патент на «воздушный паровой вагон» (как только ни называли раньше летательные аппараты!). Создав и малую модель, и большую, Хенсон, увы, не смог воплотить проект в жизнь из-за отсутствия финансирования. После него ведущими авиамоделистами стали братья Райт: они сконструировали «Флайер-1» на бензиновом двигателе. В 1903 году они успешно его испытали, по очереди взлетая на нем. Но это уже другая история.

Авиамоделирование в Советском союзе

Настоящий расцвет авиамоделирования пришелся на период СССР. Государству нужны были инженеры, а потому кружки авиамоделирования были повсеместно. После школ ребята приходили к своим мастерам и создавали модели: летающие и нелетающие, кордовые и свободного полета, из дерева и из пенопласта. В революционном военном совете СССР по поводу авиамоделирования высказывались кратко и по существу:

«Каждой школе, каждому пионеротряду — авиамодельный кружок!
Каждому заводу, каждой фабрике — планеристов!
Каждому промышленному центру — аэроклуб!»
Картина авиамоделизма
«Авиамоделисты» 1934 г. Художник Борис Миловидов
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1924 году в столице прошли первые в Советском Союзе соревнования летающих моделей. Так простое увлечение технологией полета превратилось в спорт. В 1951 году советские авиамоделисты установили абсолютные мировые рекорды: модель Владимира Петухова летала 5 часов 10 минут, а самолетик Георгия Любушкина на бензиновом двигателе пролетел почти 357 км!

Авиамоделизм поддерживался СМИ: в середине века стал издаваться журнал «Моделист-конструктор». Появлялись новые технологии: например, радиоуправляемые модели. Конструирование таких самолетиков продолжается и по сей день: вот, кстати, видео авиамодельных соревнований на Rutube:

Нажми и смотри

Авиамоделирование сегодня

Трудно назвать 21 век столетием авиамоделирования. Ведь сегодня гораздо проще и дешевле купить готовую модель, а не конструировать ее самостоятельно. Однако секции авиамоделирования все еще существуют при школах и домах культуры.

Во многих странах авиамоделизм считается полноценным видом спорта. В юношеских программах Международного олимпийского комитета сегодня есть соревнования по конструированию и запуску моделей самолетов.

Авиамоделирование дронов
Так выглядят некоторые современные соревнования по авиамоделированию. Виртуальная реальность, 3D-принтеры, искусственный интеллект — изменились технологии, но любовь человека к небу с земли осталась такой же!
Всероссийская лига дронов RDR