Как устроены визуальные эффекты в кино? Разбираем на примерах

Современное кино невозможно представить без визуальных эффектов, так называемых VFX. Это не только технический инструмент, но и полноценный язык для воплощения самых смелых идей режиссеров и сценаристов.
Анастасия Баканова
Анастасия Баканова
Выпускающий редактор сайта
Как устроены визуальные эффекты в кино? Разбираем на примерах
Проект выпускников Scream School (2022): Владислав Сучков, Николай Бурым, Мария Зверева, Антон Ермоленко, Тигран Саргсян, Ирина Шмелева-Шампанова
VFX включает в себя все аспекты создания компьютерной графики. Люди, которые этим занимаются, называются VFX-художниками.

Какие задачи решает VFX в кино, рассказывает Виталий Волков — VFX supervisor в Sber Studios, куратор курса VFX Artist в школе компьютерной графики и игровой разработки Scream School.

ВиталийВолков
VFX supervisor в Sber Studios, куратор курса VFX Artist в школе компьютерной графики и игровой разработки Scream School

Зачем нужна компьютерная графика

Главная задача компьютерной графики — поддержка и развитие истории, которую рассказывает фильм. Даже если зритель не замечает графику, она часто незримо присутствует в кадре: от незаметной коррекции деталей и сшивки дублей до говорящих персонажей и сложных визуальных эффектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С помощью компьютерной графики решаются задачи, которые невозможно реализовать традиционными методами. В первую очередь, это вымышленные персонажи и объекты: «Годзилла» в городе, падающий космический корабль, фантастические ландшафты, последствия масштабных катастроф.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этапе препродакшена графика позволяет оптимизировать процесс и лучше подготовиться к съемкам. Сложные постановочные кадры и сцены можно заранее раскадровать в 3D: просчитать все необходимые расстояния внутри декорации и оптику, более качественно спланировать работу. Сейчас подобные превизуализации и техвизы уже часто делаются в игровом движке Unreal Engine, который за счет реал-тайм графики позволяет быстро проверять разные идеи вместе с творческой группой проекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благодаря применению графики команда экономит бюджет. Например, часто строят лишь часть декораций, которые непосредственно взаимодействует с актерами, а остальное дорисовывают. Еще графика позволяет реализовать творческий замысел и не отвлекаться на технические ограничения.

Так, большинство автомобильных проездов снимается в хромакейных павильонах или в студиях виртуального продакшена на LED экранах, потому что актеры не могут полноценно играть и управлять машиной.
Кадр из фильма, нарисованный с помощью графики
Пример из дипломного проекта выпускников Scream School (2022): Анна Жаркова, Андрей Лисенков, Алексей Бешенцев, Анастасия Гайдукова
Scream School
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примеры использования CG и VFX в кино

Клинап

Наиболее понятные для всех задачи графики связаны с очисткой съемочного материала от всевозможных ненужных объектов, которые попали в кадр. К ним относятся каскадерские страховки, осветительные приборы и другие мелкие элементы. Например, для исторического фильма из кадров убирают современные кондиционеры, окна, рекламы и прочие лишние детали.

Вставки

Другая популярная задача — вставка изображений в экраны телевизоров, телефонов и мониторов. Если вы видите в кадре, как главный герой получает SMS, это зачастую работа VFX-художников. Вставки бывают довольно оригинальными: иногда они затрагивают элементы внутри съемочного окружения, когда, например, нужно сделать баннер, вставку в материалы газет или фотографии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вставка изображения в экран телевизора с помощью графики
Пример вставки из дипломного проекта выпускника Scream School (2025) Марка Глухова
Scream School

Сшивка дублей

Этот пласт задач подразумевает бесшовный переход из одного кадра в другой: так создается иллюзия, что все было снято одним дублем. Уровень решений может варьироваться от простого до очень сложного: например, простая сшивка через спину проходящего солдата, когда он перекрывает собой кадр. Или очень комплексные решения, как в британском военном фильме «1917», где использовались комбинации сложных CG-окружений и нескольких съемочных плейтов, чтобы получить один шот.

Понятный и простой пример сшивки дублей можно встретить в хоррорах, когда герой смотрит в зеркало, а его отражение ведет себя иначе.

CG-грим

Графика позволяет внести корректировки в грим актеров: убрать морщины, выровнять кожу или вовсе состарить или омолодить лицо. Свежий пример — мелодрама Here (2024), где художники визуализировали персонажа Тома Хэнкса в разных состояниях: от молодого до старого. Для этой задачи уже применяли нейросети в связке с классическим композитингом.

Еще графику используют для усложнения грима: например, когда персонаж трансформируется в зомби, и у него проявляются вены на лице.
CG-грим в фильме
Дипломная работа выпускников Scream School (2025): Александрова Марина, Веюкова Ксения, Уйманова Малена, Щербов Александр
Scream School
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Массовые сцены

Часто в кино требуется заполнить кадр людьми — это может быть полный стадион болельщиков во время матча или парад с шествиями. Для съемки массовых сцен задействуют разные технологии: подснимают актеров на хромакее и потом из полученных плейтов заполняют пространство людьми, создают сцену с 3D-персонажами и мокапами или используют технологию волюметрик (многокамерную съемку актеров с последующей реконструкцией их в 3D), которая позволяет максимально сохранить актерскую игру.

Достройка декораций

Графика делает возможным виртуальное строительство декораций, городов, природных ландшафтов, которые невозможно или слишком дорого построить в реальности или снимать на натуре.

Нарисованные декорации в кино
Пример из дипломного проекта выпускников Scream School (2020): Галина Евдокимова, Евгения Голова, Ирина Григорова
Scream School
Нарисованные декорации в кино
Пример из дипломного проекта выпускников Scream School (2022): Анна Жаркова, Андрей Лисенков, Алексей Бешенцев, Анастасия Гайдукова
Scream School
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Декорации в фильме, сделанные с применением графики
Пример из дипломного проекта выпускников Scream School (2022): Анна Жаркова, Андрей Лисенков, Алексей Бешенцев, Анастасия Гайдукова
Scream School
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создание фонов (Matte Paint)

Благодаря графике в кино появляются нужный визуальный стиль и атмосфера. Так, если в фильме присутствует панорама старого города, художники сначала убирают из кадра все современные элементы, а затем заполняют места нужными объектами, которых уже не существует в реальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюда же можно отнести и доработки неба. Небо — важный инструмент драматургии, при этом погода — фактор, на который невозможно повлиять. Если прогноз не совпадает с графиком съемок, в ряде случаев художники могут немного доработать небо, добавить деталей, чтобы сделать кадр более выразительным. Для передачи нужного настроения используются комбинации графики и цветокоррекции.

Как изменить небо в кино с помощью графики
Пример из дипломного проекта выпускников Scream School (2020): Галина Евдокимова, Евгения Голова, Ирина Григорова
Scream School
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интеграция объектов и персонажей

Моделирование и анимация несуществующих объектов, животных, фантастических персонажей — самый большой пласт работ VFX-художников. К нему относится и добавление различных эффектов, которые взаимодействуют с актерами. Это могут быть как птицы на небе или автомобили во время погони, так и симуляции воды, огня, дыма, взрывов, разрушений, погодных явлений — все это можно создать с помощью физических и математических моделей и сложных алгоритмов.

Full-CG

Наконец, полностью созданные средствами компьютерной графики кадры — совсем без использования съемочного материала. Это наиболее сложная работа для VFX-художников, особенно когда нужна фотореалистичная графика. Задача специалистов — сделать так, чтобы кадр в монтаже фильма выглядел естественно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сцена фильма, созданная компьютерной графикой VFX
Пример нарисованной сцены из дипломного проекта выпускников Scream School (2024): Кукленко Оксана, Прекраснов Алексей, Хейлик Григорий
Scream School
Сцена фильма, созданная компьютерной графикой VFX
Пример нарисованной сцены из дипломного проекта выпускников Scream School (2024): Кукленко Оксана, Прекраснов Алексей, Хейлик Григорий
Scream School

Как научиться создавать графику для кино

Профессия VFX-художника сочетает технологии и творчество. С одной стороны, важно владеть технической базой: понимать математику процессов и алгоритмы. С другой — развивать художественный вкус, насмотренность в области искусства и кино, а также навыки работы с композицией, светом и цветом внутри кадра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также необходимо разбираться в актерской игре, механике тела, инерции объектов и многих других принципах. Без этого специалист не сможет качественно оценить даже результат, выдаваемый нейросетью.

Интерес к графике и нейросетям будет преимуществом, но не является главным фактором успеха. Искусственный интеллект уже вошел в киноиндустрию, однако требования к качеству графики и консистентности монтажа значительно выше, чем материалы, на которых обучены нейросети. Хотя сгенерированные ролики в соцсетях впечатляют, их чаще смотрят с экранов телефонов или планшетов, а не с огромных экранов кинотеатров. Чтобы довести такие генерации до профессиональных стандартов, требуется еще много работы.

Нейросети пока не способны идеально создавать финальные изображения по запросу. Постепенно появляются инструменты контроля и выстраиваются сложные пайплайны, позволяющие управлять результатом в определенной степени. Наилучших результатов можно добиться, комбинируя возможности нейросетей с художественными и техническими навыками создания графики. 

Не стоит бояться, что нейросети заменят VFX-художников. Они станут хорошими партнерами и помогут выполнять сложные задачи быстрее. Уже сейчас ИИ ускоряет отдельные этапы производства: в одной из программ ИИ помогает быстрее нарезать маски, а в другом софте для анимации нейросети облегчают подбор поз персонажей. Также некоторые нейросети используются для генерации базовых 3D-моделей и их текстурирования.

Сегодня на первый план выходит насмотренность каждого художника и его софт-скиллы. В работе с компьютерной графикой главное — умение внимательно слушать заказчика: художник должен понять, какую драматургическую задачу решает кадр, зачем он нужен с точки зрения истории и монтажа. Это помогает находить оптимальные решения, позволяющие средствами графики лучше раскрыть режиссерский замысел. Именно на это стоит делать упор студентам.