Британские журналисты из BBC посвятили новый документальный фильм необычной судьбе Укая Гекусэна — самурайского сына. Он был пионером японской фотографии, открыл первую в стране студию, снимал знать и культурных деятелей.
Пионер японской фотографии: как Укай Гекусэн зарыл свое наследие



Как фотограф Укай Гекусэн закопал свое наследие
Путь Укая Гекусэна к фотографии начался в Йокогаме, Япония, где он познакомился с американцем Орином Фрименом и приобрел у него камеру и уроки. Вернувшись в Эдо, он открыл студию Aishendo — «Зал истинных изображений».
- С 1861 года Укай создавал уникальные амбротипы для самураев и аристократии. Эти снимки не имели копий, что делало их настоящими реликвиями сразу в момент создания.
Однако уже в 1869 году фотограф неожиданно закрыл студию и вернулся к торговле антиквариатом. Историки отмечают иронию: человек, который ввел Японию в эпоху фотографии, сам же отказался от нее, посчитав ее лишь временной модой.


Разочарование усилилось, когда изображения начали тускнеть и исчезать. Гекусэн закопал сотни стеклянных пластин на кладбище Янака, а спустя четыре года был похоронен рядом.
Возрождение легенды Японии
Большая часть работ Укая Гекусэна погибла, хотя в 1956 году при раскопках удалось найти около сотни негативов — большинство разрушенных временем и почвой. Повторная попытка 2009 года почти не принесла новых находок.
Тем не менее сохранившиеся кадры показали, что японский пионер опережал свое время. Его композиции отличались от типичных студийных портретов XIX века: модели часто смотрели в сторону, взаимодействовали с пространством кадра, а не просто позировали.


Так, находки подтвердили, что Гекусэн был не подражателем, а новатором, чье наследие могло бы изменить представления о ранней японской фотографии.
Сегодня имя Укая возвращают в историю. Его работы, пусть и поврежденные, дают редкую возможность увидеть Японию середины XIX века глазами человека, который сочетал самурайское прошлое, страсть к древностям и дерзость новатора.