Пионер японской фотографии: как Укай Гекусэн зарыл свое наследие

В конце XIX века японский фотограф Укай Гекусэн, первый профессионал в своей стране, закопал сотни стеклянных негативов рядом с собственной могилой. Его поступок почти уничтожил наследие, которое сегодня историки пытаются восстановить по осколкам.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Пионер японской фотографии: как Укай Гекусэн зарыл свое наследие
Ukai Gyokusen

Британские журналисты из BBC посвятили новый документальный фильм необычной судьбе Укая Гекусэна — самурайского сына. Он был пионером японской фотографии, открыл первую в стране студию, снимал знать и культурных деятелей.

Правда, в итоге отвернулся от нового для своих времен искусства, вернувшись к коллекционированию древностей.
BBC
BBC
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как фотограф Укай Гекусэн закопал свое наследие

Путь Укая Гекусэна к фотографии начался в Йокогаме, Япония, где он познакомился с американцем Орином Фрименом и приобрел у него камеру и уроки. Вернувшись в Эдо, он открыл студию Aishendo — «Зал истинных изображений».

  • С 1861 года Укай создавал уникальные амбротипы для самураев и аристократии. Эти снимки не имели копий, что делало их настоящими реликвиями сразу в момент создания.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако уже в 1869 году фотограф неожиданно закрыл студию и вернулся к торговле антиквариатом. Историки отмечают иронию: человек, который ввел Японию в эпоху фотографии, сам же отказался от нее, посчитав ее лишь временной модой.

BBC
BBC
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разочарование усилилось, когда изображения начали тускнеть и исчезать. Гекусэн закопал сотни стеклянных пластин на кладбище Янака, а спустя четыре года был похоронен рядом.

Возрождение легенды Японии

Большая часть работ Укая Гекусэна погибла, хотя в 1956 году при раскопках удалось найти около сотни негативов — большинство разрушенных временем и почвой. Повторная попытка 2009 года почти не принесла новых находок.

Тем не менее сохранившиеся кадры показали, что японский пионер опережал свое время. Его композиции отличались от типичных студийных портретов XIX века: модели часто смотрели в сторону, взаимодействовали с пространством кадра, а не просто позировали.

BBC
BBC

Так, находки подтвердили, что Гекусэн был не подражателем, а новатором, чье наследие могло бы изменить представления о ранней японской фотографии.

Сегодня имя Укая возвращают в историю. Его работы, пусть и поврежденные, дают редкую возможность увидеть Японию середины XIX века глазами человека, который сочетал самурайское прошлое, страсть к древностям и дерзость новатора.