Писатель Сергей Минаев и медиаменеджер и преподаватель Высшей Школы Экономики Александр Файб снимают популярное шоу об истории, бизнесе и важных социальных и экономических явлениях. Эта книга — продолжение их просветительской работы и попытка интересно рассказать о привычных продуктах и товарах, которые изменили мир. Например, мы не задумываемся, как сахар стал частью ежедневного рациона и как когда-то его экспорт стал причиной работорговли. Или почему именно золото стало «финансовым якорем» и центральные банки разных стран до сих пор продолжают хранить этот драгоценный металл в своих резервах.
Самообразование — это легко: 5 книг для самостоятельного изучения того, как устроен мир

«Простовещи. История мира через легендарные товары и любимые продукты», Сергей Минаев, Александр Файб
Авторы также рассказывают о причинах нефтяного культа и зависимости макроэкономики от продаж нефти, влиянии хлеба и кофейной «Одиссеи», за несколько веков сделавшей бодрящий напиток и обязательной частью утренней рутины людей по всему миру, и «социальным клеем». У господства тех или иных товаров на международном рынке есть свои причины, и иногда они совершенно неочевидные и даже курьезные. Эта книга дает возможность по-новому посмотреть на привычные вещи и лучше понять устройство современной экономики.

«Нефть и мир. "Семь сестер" – дом, который построил Джон», Леонид Крутаков
Почему нефть называют «черным золотом» и как первые разработки месторождения полтора века назад кардинально изменили миропорядок? Нефть давно стала не просто топливом, а главным двигателем политики и экономики. В этой книге известный политолог Леонид Крутаков рассказывает, как «черное золото» определяло судьбы стран и меняло расстановку сил на карте мира. Вы узнаете, почему без нефтяных доходов Саудовская Аравия не превратилась бы в ключевого игрока Ближнего Востока, а США не смогли бы закрепить свое лидерство в XX веке.
Автор рассматривает нефтяные кризисы 1970-х, которые парализовали западные экономики, и современные энергетические войны, влияющие на санкции, цены и безопасность государств. Нефть объясняет многое: от падения Советского Союза, зависимого от экспорта сырья, до текущих конфликтов в Венесуэле и Ираке. В этой работе сочетаются аналитический взгляд Крутакова и живые примеры, доказывающие, что каждое баррельное решение может изменить будущее цивилизации. Это не только история о ресурсах, но и увлекательный рассказ о власти, деньгах и глобальных играх, в которых нефть всегда остается козырем.

«Заря всего. Новая история человечества», Дэвид Гребер, Дэвид Уэнгроу
«Заря всего» антрополога Дэвида Гребера и археолога Дэвида Уэнгроу — это смелая попытка переосмыслить историю человечества без опоры на привычные догмы и готовые схемы. Авторы предлагают отказаться от классического сценария, в котором путь общества как будто предопределен: от охотников и собирателей через земледелие к урбанизации и иерархическим государствам. Такой нарратив, утверждают они, не подтверждается фактами и во многом является мифом, закрепленным западной научной традицией.
Вместо этого Гребер и Уэнгроу собирают мозаику археологических находок, антропологических исследований и взглядов мыслителей их различных культур. Исследование двух ученых предлагают выход за рамки стереотипного мышления и даже новую картину мира. Авторы признают, что на принятие их идей уйдут годы, но именно поэтому так важно уже сейчас обсуждать альтернативы привычной исторической логике.
Для одних «Заря всего» станет вдохновляющим манифестом свободы мысли, для других — вызовом всему корпусу западной мысли, от Гоббса до Пинкера. Книга понравится тем, кто придерживается критических взглядов и старается все анализировать с разных точек зрения.

«Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура», Максимилиан Неаполитанский
«Кто придумал Землю?» Максимилиана Неаполитанского — это крайне необычный взгляд на нашу планету. Автор знакомит читателя с геофилософией — дисциплиной, в которой Земля — не просто совокупность пород и тектонических плит, а философский объект.
Книга разрушает наивное представление о Земле как о «декорации» человеческой жизни или «природе для отдыха». Она утверждает: Земля — активный участник философских споров, катализатор политических теорий и самое честное зеркало эпохи. Читатель сталкивается с вопросами, которые не принято задавать: можем ли мы мыслить планету вне антропоцентризма? Как новые концепции — от Гайи Лавлока до Хтонии Агамбена — меняют наш взгляд на экологию и политику? Неаполитанский соединяет философию, политологию, экологию и историю культуры. Земля в этой книге — главный герой, скрытая сила, определяющая существование всего живого.

«Пост-Европа», Юк Хуэй
В книге «Пост-Европа» гонконгский философ Юк Хуэй исследует, что происходит с человечеством после того, как Европа утратила статус культурного и интеллектуального центра. И да, по мнению автора, это уже случилось. Отталкиваясь от идей чешского мыслителя Яна Паточки, Хуэй делает вывод: кризис европейской философии открыл пространство для новых традиций, в том числе для переосмысления опыта Киотской школы и китайского неоконфуцианства. Так, известные восточные мыслители XX века — Нисида Китаро, Ниситани Кэйдзи, Моу Цзунсань — не отвергали наследие Запада, но искали способы соединить его с восточными представлениями о человеке, знании и бытии.
Автор не стремится сгладить различия между Востоком и Западом. Напротив, считает, что именно признание различий помогает выйти на новый уровень мышления и понимания истории человечества.
