Как кино влияет на подсознание людей? Узнайте интересные факты

Фильмы воздействуют не только на разум, но и на бессознательное — через образы, ритмы и визуальные повторения. Психолог Рони Бет Тауэр показывает, как кино может работать как современный тест Роршаха, вызывая у зрителей глубоко личные и порой тревожные реакции.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Как кино влияет на подсознание людей? Узнайте интересные факты
Unsplash

В своем эссе после просмотра фильма «Не беспокойся, дорогая» клинический психолог и психоаналитик Рони Бет Тауэр анализирует, почему картина вызвала столь резкие и противоречивые эмоции у зрителей разных поколений. Несмотря на смешанные отзывы критиков, фильм произвел сильное впечатление на молодую аудиторию в 2022 году. Также фильм оказался психологически тяжелым для зрителей старшего возраста.

Этот разрыв, по мнению Тауэр, связан не столько с сюжетом, сколько с тем, как визуальный язык кино напрямую обращается к бессознательному.
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как кино влияет на бессознательное людей

Рони Бет Тауэр предлагает рассматривать киноязык как систему воздействия, работающую сразу на нескольких уровнях.

Базовый уровень

На базовом — физическом и сенсорном — упомянутый фильм запускает телесные реакции: чрезмерно насыщенные цвета, повторяющиеся бытовые жесты, визуальные метафоры еды и тела вызывают автоматические ощущения отвращения, тревоги или возбуждения.

Эти реакции возникают еще до осмысления происходящего и формируют эмоциональный фон восприятия.

Биологический уровень

На уровне организма и биологических систем зритель сталкивается с темами контроля и лишения свободы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Повторы движений, замкнутые пространства, сцены невозможности бегства вызывают реакции, близкие к паническим: учащенное дыхание, мышечное напряжение, чувство клаустрофобии.

Визуальная «идеальность» тел и среды, лишенная отклонений и случайности, усиливает ощущение насилия над живым и несовершенным.

Психологический уровень

Этот уровень связан с механизмами обусловливания и газлайтинга.

Фильм демонстрирует, как через сочетание удовольствия и страха формируются новые убеждения и модели поведения. Персонажи постепенно принимают навязанный порядок как «естественный», а любые сомнения маркируются как отклонение.

Визуальные повторения здесь работают как инструмент переписывания памяти и идентичности.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Социальный аспект

Отдельное место занимает межличностный и социальный уровень.

Картина активно использует феномены эмоционального заражения, конформизма и потребности в принадлежности. Зритель узнает знакомые механизмы, описанные еще в классических экспериментах Соломона Аша и Стэнли Милгрэма: подчинение авторитету, отказ от собственного опыта ради коллективной нормы.

Культурный аспект

На культурном уровне фильм противопоставляет искусственно «отполированную» реальность ретро-утопии более грубому и некомфортному миру вне ее.

Серые тона, неидеальные тела, отсутствие глянца выглядят пугающе именно потому, что возвращают к реальности с ее неопределенностью и ответственностью.

Наконец, на символическом и почти религиозном уровне возникает образ ложного спасения — обещание смысла, безопасности и счастья в обмен на отказ от автономии.

Психоаналитик Рони Бет Тауэр подчеркивает: сила фильма не в прямых ответах, а в том, какие проекции он запускает.

  • Для одних зрителей это напряженный триллер, для других — болезненное напоминание о манипуляции, контроле и соблазне простых решений.
Именно поэтому кино может быть пережито столь по-разному — и именно так оно проникает в бессознательное.