Что нужно знать про запись звука в кино? Киноманам и киноделам на память!

Зритель может простить неидеальную картинку, но плохой звук — почти никогда. В кино и видео звук формирует больше половины восприятия истории, и ошибки на площадке редко удается полностью исправить на монтаже.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Что нужно знать про запись звука в кино? Киноманам и киноделам на память!
Unsplash

Запись звука на съемках — это не набор случайных приемов, а система: выбор схемы записи, контроль шумов, понимание типов микрофонов и дисциплина работы на площадке. Вот каким должен быть базовый, но профессионально выстроенный гид по звукозаписи для кино и видео.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Гид по записи звука для кино и видео

Типы записи

Односистемная

При односистемной записи звук пишется напрямую в камеру одновременно с изображением. Такой подход удобен для новостей и документалистики с быстрым продакшеном.

  • В этом случае не требуется синхронизация в постпродакшене, меньше техники и людей на площадке.
Минус — ограниченное качество предусилителей и меньший запас по динамическому диапазону.

Двухсистемная

Двухсистемная запись предполагает отдельный рекордер для звука. Это стандарт для игрового кино и сложных съемок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие системы обеспечивают более высокую частоту дискретизации (обычно 48 кГц и выше) и большую битовую глубину, что позволяет точнее зафиксировать нюансы речи и окружающей среды.

Дополнительное преимущество — свобода движения: камера не «привязана» к звуку кабелями.

Шум в видео

Контролируемый

Это шумы, которые можно отключить или минимизировать: холодильники, телефоны, бытовая электроника. Задача звукорежиссера — выявить их до начала съемки и убедиться, что они не вернутся в самый неподходящий момент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неконтролируемый

Проезжающие машины, самолеты, музыка из соседнего здания. Такие шумы невозможно отключить, но их можно зафиксировать, проговорив на площадке, и либо дождаться тишины, либо сменить локацию.

Здесь критически важны профессиональные наушники и внимание звукорежиссера.
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Типы микрофонов

Пушечные микрофоны

Это основной инструмент кино. Направленная диаграмма позволяет писать диалоги, минимизируя посторонние шумы.

Чаще всего используются с бумом и ветрозащитой.

Динамические микрофоны

Менее чувствительные, но устойчивые к высоким уровням громкости. Подходят для шумных пространств и живых выступлений, однако редко используются для диалогов в кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Петличные микрофоны

Компактные всенаправленные микрофоны, закрепляемые на одежде актера. Удобны при активном движении, но требуют аккуратного размещения и контроля радиопомех. При возможности предпочтительнее проводное подключение.

Что еще нужно для звука в кино

Предусилители

Предусилитель усиливает слабый сигнал микрофона до рабочего уровня. Чем качественнее предусилитель, тем ниже собственный шум. Именно поэтому двухсистемные рекордеры почти всегда звучат чище, чем встроенные входы камер.

Важно следить за уровнями и не допускать клиппинга — перегрузки сигнала.

Аудиокабели

Небалансные кабели подходят для коротких дистанций, но легко ловят помехи. Балансные (XLR, TRS) используют «горячий» и «холодный» сигнал, взаимно компенсируя шум, поэтому незаменимы на съемочной площадке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Советы при записи звука

Перед съемкой необходимо протестировать все: батареи, карты памяти, кабели. Часто записывается «тон тишины» — фон локации, который позже помогает скрывать склейки и шумы на монтаже.

В голливудском кино оманда «Roll sound», ответ «Speed», ведение звукового отчета после каждого дубля — дисциплина здесь столь же важна, как и техника.

Коммуникация на репетициях

Во время репетиций определяются уровни записи и позиции микрофонов. Слишком тихий диалог почти всегда проиграет фону после компрессии.

Исправлять звук в постпродакшене всегда дороже и сложнее, чем записать его правильно на площадке. Если есть шум или техническая проблема, о ней нужно заявлять немедленно.

Микрофон должен находиться не дальше одного метра от источника звука. Чем ближе — тем чище и плотнее запись.

Помехи, звуки и особенно эхо — частая проблема в любом виде кино. Эксперты советуют: ковры, шторы, мягкие панели и текстиль помогают поглотить отражения и сделать звук контролируемым.