Книга недели: «Из космоса границ не видно»

Каждую неделю «TechInsider» рассказывает о самых интересных научно-популярных новинках книжного рынка. Сегодня на нашем сайте — книга астронавта Рона Гарана «Из космоса границ не видно» о космической жизни, взаимодействии наций и культур и о Земле как о нашем общем доме.
Книга недели: «Из космоса границ не видно»

Книга: «Из космоса границ не видно»

Оригинальное название: The Orbital Perspective. Lessons in Seeing the Big Picture from a Journey of Seventy-One Million Miles

Автор: Перевод с английского Станислава Ломакина.

Вышла: 2016 год

Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»

Язык: русский (пер. с английского)

Об авторе

Рон Гаран — американский военный летчик, астронавт. Провел в космосе более 178 дней, находился в открытом космосе на протяжении 27 часов и облетел нашу планету 2842 раза. Первый полет совершил на космическом шаттле «Дискавери», второй — на российском корабле «Союз ТМА-21», названном в честь Юрия Гагарина. Лауреат многочисленных наград ВВС США и НАСА, награды Российского космического агентства за международное сотрудничество, медали «Полет Юрия Гагарина».

О книге

По сути эта книга — вдохновенный гуманистический призыв, обращенный ко всем людям. Все мы взаимосвязаны, «все вместе несемся через Вселенную на космическом корабле по имени Земля». Понять и осознать эту истину Рону помог вид на нашу планету из космоса, и автор предлагает людям «сменить масштаб», взглянуть на мир с «орбитальной точки зрения» (буквальный перевод названия книги).

За этими словами стоит серьезная жизненная философия. Земля — наш общий дом. Границы, разделяющие государства, из космоса кажутся уродливыми шрамами. Но для обретения «орбитальной точки зрения» вовсе не обязательно лететь в космос: люди могут изменить весь мир к лучшему, активно работая над тем, чтобы подняться над «низменными» целями и страстями, увидеть то, что нас объединяет, а не то, что разделяет. Рон приводит примеры такого сотрудничества, они очень разнообразны. Это и миссии в Африке, и операция по спасению шахтеров в Чили, и открытые системы типа проекта Impossible или Википедии. Ну и конечно, международная программа МКС, участником которой он был: «...пятнадцать стран (и некоторые из них помнили далеко не лучшие отношения) нашли способ отодвинуть свои разногласия в сторону и вместе создать в космосе нечто выдающееся. Я подумал, каким стал бы мир, насколько меньше было бы в нем проблем, если бы мы поняли, как достичь такого же уровня сотрудничества в наших взаимоотношениях на Земле». Эту в высшей степени благородную мысль славный парень Рон излагает порой чрезмерно подробно, повторяя одни и те же несомненно верные тезисы, что делает ее слегка похожей на проповедь. Однако конкретные примеры, основанные на личном опыте автора, читаются на одном дыхании. |slideshow-40963 // Из космоса границ не видно| Подробно, с множеством интереснейших деталей он рассказывает о работе американцев в России в середине 1990-х (первая историческая миссия США на борту станции «Мир»). Всегда полезно узнать, как ты выглядишь со стороны — тем более, если взгляд дружеский. Рон с юмором описывает раздолбанные дороги и машины, лихих водителей, «жучки» в рабочих помещениях, языковые и культурные различия — эти и другие факторы шокировали американцев, впервые попавших в нашу страну, и на первых порах сильно мешали взаимопониманию. Но со временем, конечно же, «орбитальная точка зрения» восторжествовала, и людям, увлеченным общим делом, удалось преодолеть границы и объективно оценить друг друга.

Рассказ о полете на челноке «Дискавери» к МКС — тоже захватывающее чтение. Очень живо передан стиль общения космонавтов и астронавтов между собой, детали полетного быта. Чего стоят хотя бы такие подробности, как совет друга при выходе в открытый космос «Не смотри вниз» или описание ночлега в условиях невесомости. «Мы выбрали места на полу, потолке и стенах, закрепили наши спальные мешки и пожелали друг другу спокойной ночи. (...) Однако перед сном я все же чувствовал себя немного странно: я не понимал, куда мне деть голову. Подушки не было, и моя голова просто неуклюже плавала в воздухе. Лишь три года спустя, когда я провел в космосе уже много дней, мои шейные мышцы приспособились к таким странным условиям, и я смог спать в невесомости, не испытывая неудобств».

Об издании

Иллюстраций в книге нет, только цветной портрет улыбающегося Рона Гарана на заднем клапане. Удобный формат, текст разбит на небольшие главы, хорошая бумага, легкочитаемый шрифт. Тираж — 1 500 экземпляров.