От тревоги до ASMR: звуковые скульптуры, в которые можно играть
![От тревоги до ASMR: звуковые скульптуры, в которые можно играть От тревоги до ASMR: звуковые скульптуры, в которые можно играть](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/984/984df005c440217acfd92c9ebff4e741_ce_1500x800x0x199_cropped_510x340.webp)
Стива Паркера любят в родном Остине (штат Техас): он наполнил местную галерею звуковыми скульптурами и постоянно устраивает массовые акции, в которых участвуют остинцы и гости столицы штата от мала до велика. Под руководством Паркера горожане аккомпанируют хору живущих под одним из городских мостов летучих мышей, поют и танцуют в костюмах граклов – птиц, которые замещают в Остине голубей, и слушают окрестности через огромную тубу.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/1cf/1cfd7474a088d8fb4ac6deaa79dffc2b_cropped_510x340.webp)
Его главное выразительное средство – звук, пойманный и уложенный в коробочку. Вот, кстати, проект Ghost Box. «Специалисты» называют так инструмент, с которым ищут привидения, – радио без автонастройки, выдающее белый шум и иногда обрывки речи или музыки на случайных частотах. Легенды гласят, что из обрывков эфира духи природы (умерших родственников, иногда знаменитостей) могут складывать послания для живущих, которые полагается слушать.
![Стив Паркер Стив Паркер](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0c9/0c91da7cedfcd002718ace60d7279200_cropped_510x340.webp)
Военная тревога
«Коробка» Паркера действительно говорит голосами из прошлого – морзянкой, звуками древнего кельтского инструмента карникса и древнего еврейского рога шофара. Если поискать, можно найти даже фрагменты молитвенных песнопений из Подземной железной дороги – тайной системы, по которой негры-рабы с Юга бежали в северные штаты. Касаясь разных частей закрепленной на стене схемы, зритель переключает треки у себя в наушниках. Провода, соединяющие электронные компоненты скульптуры, составляют часть решения. Визуальный ряд дополняют изображения, объединяющие нотную запись и карты передвижения «Призрачной армии» – подразделения американских ВС, которое несколько лет дурачило немецкую разведку передвижениями надувных танков, грохотом несуществующей артиллерии и бессмысленными радиограммами.
![Sirens (2018) Sirens (2018)](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/dfc/dfc460c75d48810403c98337f79b8a19_cropped_510x481.webp)
История «Призрачной армии» так очаровала Паркера, что он сделал ее темой отдельной серии работ (одноименной – Ghost Army). На картинах из этой серии сошлись вместе военные карты, символы, шифры и нотная запись – фрагменты произведений композиторов-авангардистов Джона Кейджа и Корнелиуса Кардью. Последнее довольно логично: в «Призрачную армию» набирали людей творческих профессий, и во многом благодаря своему странному опыту, полученному в этом странном подразделении, многие из них повлияли на культуру послевоенного периода – в том числе и на музыку.
Если Ghost Box и Ghost Army – про восприятие истории через звук, то проект Sirens – про тревогу. Это инсталляция из громкоговорителей – старых, времен войны систем централизованного оповещения. Они собраны, как букет, вокруг столба. Вместо воя сирен из них доносятся печальные старые песни; когда посетитель выставки обходит конструкцию кругом, он слышит обрывки мелодий, вздохи, причитания – все о чем-то грустном.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/54b/54bb458523439f98def10da975bfb509_cropped_510x764.webp)
Звук на ощупь
Звуки в инсталляциях Паркера всегда нужно искать, они не обрушиваются на человека, входящего в помещение. В проекте ASMR Étude этот принцип доведен до предела: посетителю предлагается надеть на шею аудиолокатор и наушники – только так можно изучить звуковой ландшафт, который создают колонки на стене. Каждая воспроизводит зацикленный АСМР-стимул – иначе говоря, звуки, вызывающие приятные ощущения, мурашки на коже и покалывания невидимых иголочек. Это уже не про войну и тревогу, а про спокойствие и удовольствие – и в остинских газетах писали, что возле этой скульптуры на выставке останавливалось больше всего людей.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9c0/9c0d34a46da319989336c52e678b1d27_cropped_510x340.webp)
Каждая скульптура Паркера звучит; в каждой присутствуют элементы музыкальных духовых инструментов или вещи, похожие на их раструбы, – но они никогда не звучат самостоятельно; весь звук у Паркера – электронный, искусственный, записанный ранее и тщательно обдуманный. Каждый его кусочек аккуратно упакован в свой фантик, тот вложен в коробку, а о том, как доставать звуки из этой праздничной упаковки, следует думать зрителю (или слушателю). В каждой скульптуре продолжительность звука зависит от внимания слушателя. Очевидные намеки (как грустные мелодии из громкоговорителей) перемешиваются со сложными – на музыкантов-авангардистов вроде Джона Кейджа. Паркер верен своему слову: он делает искусство для всех – искушенных и не очень. Возможно, за это его любит город Остин, штат Техас.