Бумажные замки Петера Каллесена: работа с бумагой
![Бумажные замки Петера Каллесена: работа с бумагой Бумажные замки Петера Каллесена: работа с бумагой](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f27/f276ab5764b1bcfaa562e0843f011f5d_ce_1920x1008x0x35_cropped_510x340.webp)
Когда видишь фотографии работ Каллесена, трудно поверить, что все это великолепие сделано из бумаги. Причем чаще всего из самой обыкновенной, писчей, привычного формата А4. Да и инструменты Петера: клей, линейку, ножницы — можно купить в любом отделе канцтоваров.
«Листы А4 — это наиболее распространенные носители информации, — говорит Петер. — Так почему же информация должна быть только печатной, а не, например, объемной, визуальной?»
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/017/017c76f3fed0261840f099c5ee425b4f_cropped_510x397.webp)
Вот два огромных снежных кома катятся с горы к маленькому альпийскому домику у озера. Скульптура выглядит как искусно выполненный макет: склеенный домик и свернутые шарики-комки закреплены на листе. Однако не все так просто. В работах Каллесена нет лишних деталей. Поэтому озеро — это развертка домика. Трудно поверить, но домик сложен именно из этой неровной части листа — и не просто кубик с крышей, а полноценный дом — с дверями, окнами и даже крошечной пристанью. А снежные комья скатаны из их собственных следов.
Другое направление работ Каллесена — показ «изнанки вещей». Сияющий ангел из развертки в трехмерной модели оказывается в клетке: лучи превратились в прутья. Руины собора отбрасывают на бумагу «тень» еще не разрушенного здания, а неуклюжая, слепленная из какого-то мусора и обломков конструкция на курьих ножках на плоскости становится Вавилонской башней.
Часто Каллесен играет со зрителем. С одной стороны, у его скульптур вполне ясный и простой облик: дома, соборы, скелеты, птицы — все что угодно. Но сам материал — бумага — подчеркивает их хрупкость, несопоставимую с внешним видом. На выставках Каллесена нет ограждений и стеклянных колпаков: можно потрогать любую из фигурок. Лишь сознание того, что любое прикосновение способно смять их, разрушить, останавливает зрителя.
Удивительно, но многие небольшие работы Каллесена очень просты в исполнении. Можно взять ножницы, бумагу и попробовать повторить любую скульптуру. Вполне вероятно, что после нескольких попыток у многих получится нечто похожее на оригинал, пусть и не такое совершенное. Но ведь суть не в исполнении, а в идее. Хотя исполнение тоже должно быть на высоте.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/062/0628a825a1a81db98ea5ffc992f5da9a_cropped_510x602.webp)
Петер стремится максимально использовать рабочую поверхность, а лишние фрагменты бумаги просто отбрасывает. Даже вырезанный фрагмент может стать продолжением листа — например, в изображении водопада (Down the River, 2005). Иногда для усиления эффекта Каллесен пользуется красками, помещает работу в раму или дорисовывает недостающие детали. Так, в работе Bound To Be Free («Связан, чтобы стать свободным») часть изображения вырезана, а рука кукловода нарисована простым карандашом. Использует мастер и технику аппликации на цветной бумаге.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c7d/c7d26dd0a21541dd581eb8bcb0a3d131_cropped_510x260.webp)
Бумажный мастер
Петер Каллесен родился в Дании в 1967 году, окончил архитектурную школу города Орхуса, затем Академию искусств Ютландии и колледж Голдсмита (Лондон, Великобритания). Поначалу Каллесен работал архитектором и художником-оформителем, но со временем пришел к собственному стилю, который можно назвать уникальным. В 1997 году состоялась его первая персональная выставка в родном Орхусе, и с тех пор не проходит года без новой крупной экспозиции. Работы Каллесена выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке, Сеуле, Берлине, Копенгагене, Гамбурге, Хельсинки — и это не считая сборных выставок, в которых он принимал участие. Кроме того, Петер получил ряд грантов на организацию экспозиций и популяризацию своего творчества. Некоторые работы датчанина можно увидеть в различных музеях мира, в частности в США, Великобритании, Швеции. Уже выпущено более десятка альбомов с работами Петера и совершенно невообразимое количество выставочных каталогов, где представлены его скульптуры.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d81/d816a065e276f3c7d1d42c5368d15487_cropped_510x267.webp)
Впрочем, Каллесен не ограничивается бумагой. В кафедральном соборе Копенгагена он создал инсталляцию из осколков зеркал, в различных ракурсах отражающих фигуру Христа. Другой «небумажной» серией работ Петера являются инсталляции, связанные со снегом и льдом, например искусно сделанные снежные фигуры.
Подобно многим современным художникам, Каллесен иногда проводит перформансы для широкой публики. Широко известен его перформанс Crossing («Пересекая»), проведенный в Венеции в 2007 году: из плотной бумаги Петер сделал кораблик, спустил его на воду и, пока бумага не промокла, успел пересечь на нем примерно половину города.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/467/46734a946f13c5d9150d81a02201edc8_cropped_510x351.webp)
Крупные формы
Как известно, никакой формат не может ограничить истинного художника. Если идею нельзя воплотить с помощью пресловутого листа А4, Каллесен выходит за рамки оригами и создает из бумаги мир в натуральную величину. Из крошечных кирпичиков мастер лепит руины огромного собора, контуры которого напоминают человеческое тело, из огромных бумажных полотен вырезает сказочные замки высотой в человеческий рост, впечатывает силуэты людей в бумажные покрывала, придавая им вид Туринской плащаницы.
![The Short Distance Between Time and Shadow, «Близость времени и тени», 2006 The Short Distance Between Time and Shadow, «Близость времени и тени», 2006](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a3f/a3f513ed90d741cbafd4c885a2ee2da6_cropped_510x269.webp)
Одна из самых известных работ Каллесена — «Белый дневник»: огромная человеческая голова, в центре которой расположена книга. Из страниц книги «прорастают» мысли — множество тщательно продуманных элементов, образующих сложный узор, своего рода ландшафт. Художнику удалось показать обе стороны своей работы — законченную, цельную картину при взгляде издалека и хаос деталей при ближайшем рассмотрении.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/786/786502f4c8d97ce3116f40620af22c9f_cropped_510x764.webp)
Для копенгагенской и берлинской выставок (2003−2004) Петер сделал из бумаги несколько совершенно обыкновенных... лестниц. Пару приставных, пару стремянок и несколько полноценных, с перилами и опорами, ведущих с одного этажа на другой. Очень сложно поверить, что лестницы фальшивые: хорошо, что скульптор не выкрасил их «под дерево», иначе какой-нибудь невнимательный посетитель обязательно попытался бы подняться по одной из них наверх.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/763/7630cd8922f355d3ffdedab29563dc98_cropped_510x340.webp)
Люди, подобные Петеру, не могут и не должны останавливаться на достигнутом. Они постоянно ищут что-то новое. Выйти за рамки обыкновенной техники оригами? Пожалуйста, нет никаких рамок. Что будет дальше? Петер не раскрывает своих творческих планов. Возможно, он сделает бумажную копию Эйфелевой башни в натуральную величину. Или его скульптуры станут динамичными. Остается только предполагать. Простор для творчества огромен.
Кстати, а почему бы и вам не взять на досуге лист формата А4 и не попробовать сделать из него что-нибудь интересное? Выйти за рамки оригами. Стать на час Петером Каллесеном. Вдруг понравится?..