Колеса с углами: Изобретаем велосипед

В последние дни много шуму поднялось вокруг изобретенного одним китайцем велосипеда с угловатыми колесами. Поглядим, как геометрия позволяет этому чуду катиться и иметь удивительно плавный ход.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Изобретением велосипеда» называют бессмысленное повторение и переоткрытие давно пройденного и известного, и совершенно напрасно. Современные инженеры, можно сказать, постоянно изобретают велосипед, внося все новые усовершенствования в его конструкцию и отдельные детали — и мы регулярно освещаем самые интересные проекты. Вспомним хотя бы удобнейшую планетарную трансмиссию («За плавный ход»), гусеничный привод («Апгрейд до танка») и массу поразительно остроумных и сложных решений, которые используются в новейших гоночных велосипедах («Рогатый руль»).

Изобретением велосипеда занимается и китайский рационализатор Гуань Байхуа (Guan Baihua), 50-летний офицер из города Циндао. Больше того, он изобретает заново самую консервативную деталь велосипеда — колеса. Вместо понятных всем круглых он предложил кататься на колесах пяти- и треугольной формы (спереди и сзади, соответственно).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для китайцев велосипед — главный вид транспорта, популярностью затмевающий автомобили. Но велосипед с угловатыми колесами средством передвижения не станет. По словам изобретателя, поездка на нем требует больше усилий, чем на обычном велосипеде, и скорее всего, он найдет свою нишу в качестве экзотической игрушки и более эффективного тренажера. Впрочем, все, кто пробовал прокатиться на нем, удивляются вовсе не трудности кручения педалей, а неожиданной плавности езды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действительно, казалось бы, угловатые колеса неизбежно должны создавать при качении существенную тряску — но ее Гуаню Байхуа удалось снизить благодаря прекрасному знанию геометрии и настоящей китайской хитрости.

Состоит она в том, что стороны пятиугольника и треугольника (обода колес) не являются строго прямыми отрезками, они выгнуты наружу. В итоге фигуры являются не привычными нам пятиугольником и треугольником, а образуют т.н. фигуры Рело, границы которых образует кривая постоянной ширины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К таким фигурам относится круг: проведем к нему две параллельные касательные и начнем мысленно вращать. Круг не будет никогда отрываться от этих касательных и никогда не пересечется с ними: ширина его остается постоянной. Для круга это очевидно, но можно построить и другие, многоугольные фигуры постоянной ширины.

Хотя большинству эти фигуры кажутся экзотикой, они широко и довольно давно используются в механике и технике — к примеру, в грейферном лентопротяжном механизме старых кинопроекторов, или в роторно-поршневых двигателях Ванкеля (которые стоят, скажем, на автомобилях Mazda RX-8).

Если же вернуться к велосипеду Гуаня Байхуа, то это означает, что седло при вращении, казалось бы, угловатых колес остается почти на постоянной высоте относительно земли, качка лишь ненамного превышает привычную. Езда остается все тем же удовольствием для вас — и намного большим для публики, которая непременно соберется поглазеть на «сумасшедшего байкера».

caragandec
caragandec 19 Ноября 2010, 19:11
Возникает вопрос: а оно нам надо?
santru
santru 06 Июля 2009, 20:07
Да сдравствует деградация велосипедов! P.S. Помнится в одном из рассказов С Лема ученые открыв все что можно заскучали, и начали все последовательно закрывать...
santru
santru 06 Июля 2009, 20:07
А не надоело изобретать то?
haker_95
haker_95 01 Июля 2009, 02:07
Бред сумасшедшего(в данном случае гуаня Байхуа). Велосипед придумали как средство передвижения , а мышцы тренировать надо где то в другом месте. Например в тренажёрном зале, или просто бегая по утрам.
santru
santru 10 Июня 2009, 20:06
Сколько можно велосипедов?!
Баир Урмакшинов
Баир Урмакшинов 31 Мая 2009, 16:05
а что, прикольно)
kumuj
kumuj 31 Мая 2009, 14:05
зачем вообще говорить о песке о грязи и о плавности хода там ясно написано что это тренажер!!! треугольник сделан исключительно для того чтобы тренировать мышцы!!!!!!!!!!
sulimoff
sulimoff 30 Мая 2009, 16:05
так и есть, так как рама упирается на верхнюю часть колес, то расстояние от земли до рамы(седения) остается постоянным(отсюда плавность хода), в то время как середина колеса(точка его крепления) то ближе к земле, то дальше. проведите несколько прямых от одной внешней точки круга до другой через центр и получите их все одинаковой длины. Получается что вся рама не жесткая, вилки крепления колес подвижны относительно самой рамы, как то так...
aukmiit
aukmiit 29 Мая 2009, 14:05
Это плохо видно на фотографиях, но может рама опирается на верх колес через какие-нибудь ролики, а не через вилку? Только тогда ход может быть плавным.