Музыкальный инструмент из старых запчастей: как композиторы собирали релефон для оперы

В начале сезона в театре «Практика» прошла премьера документальной оперы «Аскет», над которой работали композитор Николай Попов, режиссёр Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярёв. Главный герой спектакля — ученый, лауреат Нобелевской премии мира и правозащитник Андрей Сахаров. Специально для «Аскета» под руководством инженера Центра электроакустической музыки Олега Макарова были созданы электромеханические музыкальные инструменты, которые стали частью звуковой партитуры оперы.
Музыкальный инструмент из старых запчастей: как композиторы собирали релефон для оперы

Рассказываем о релефоне — самом ярком инструменте, изготовленном для спектакля.

«С точки зрения музыкальной функциональности релефон можно сравнить с перкуссионной установкой, подобно большим и малым барабанам и тарелкам. Современные композиторы нередко создают инструменты, которые лучшим образом передадут написанную ими музыку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для создания инструмента отправились на Митинский радиорынок, где продаются запчасти самых разных видов, которые можно посмотреть, потрогать, проверить на звук. Закупили несколько мешков с деталями, привезли их в Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) и два месяца выбирали подходящие по замыслу варианты. Сначала экспериментировали: разложили все приборы на панели и создали специальное электронное устройство, позволяющее подключать их к компьютеру и управлять ими с фортепианной клавиатуры. Затем композитор сочинял музыку, используя найденные звуки. В процессе обнаруживались неочевидные рифмы и аллюзии: например, шаговые искатели стучат — возникает смысловая перекличка с эпизодом "стукачи"», – рассказывает Олег Макаров, инженер ЦЭАМ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Релефон в окончательном варианте – вертикальная панель с электромеханическими реле и шаговыми искателями. Шаговый искатель отвечает за связь между абонентами: когда пользователь набирает номер на дисковом телефоне, на телефонных станциях срабатывает переключатель, соединяя два аппарата. Этот механизм связывал людей до начала XXI века, в релефоне он соседствует с обычными реле сверху и несколькими лифтовыми реле внизу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Визуальное решение для инструмента было найдено в конце работы: художница Нана Абдрашитова собрала вертикальные панели. Так, получилось, что на сцене музыкант взаимодействует с аналогом медисинтезатора. Релефоны работают по записанной партитуре, а в некоторые моменты композитор сам извлекает из них звуки.

Композитор Николай Попов
Композитор Николай Попов
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Релефон — не единственный инструмент, созданный специально для оперы. Кроме него в спектакле используется стол, в который инсталлированы объекты, найденные нами на радиорынке. Часть реквизита выполняет функцию музыкальных инструментов: печатная машинка, на которой играет герой, подобранные по тону металлические радиаторы, 12 радиоприемников, пистолеты, перезарядка которых создаёт перкуссионный звук.

В эпизоде «Часы судного дня» мы сделали саунд-скейп из звучания бытовых предметов. В партитуру вписаны звуки зажигания спички, включения кофе-машины, тостера, работа перемотки магнитофона, шредера, лобзика, принтера, надувателя шариков — все они становятся звуковыми объектами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создавать новый музыкальный инструментарий, чтобы реализовать звуковую идею, всегда интересно. Его определяет общая задача произведения. В опере «Аскет» мы переосмыслили жанры мессы и страстей, ориентировались на контекст времени, в котором разворачивается действие спектакля. Исходя из них, решали, какие предметы можно использовать и как их звук использовать в партитуре», – отмечает Николай Попов, композитор оперы.

Создавая спектакль сегодня, композитор мыслит не только написанием нот, но и всем контекстом звукового и визуального пространства. Работая над «Аскетом», мы учитывали акустику зала — 2го корпуса Музея Москвы. Поэтому звуковое поле охватывает всё пространство, в нём нет пустых зон. Зритель находится в восьмиканальном звуке, и в каждой точке чувствует себя прекрасно».