Как связаны психология и кино, или Что такое «эффект Кулешова»

В начале XX века на заре кинематографа люди еще не знали всех особенностей и возможностей нового вида искусства. Так, кинодеятели одновременно были и художниками, и, в своем роде, учеными, фиксирующими отношения между человеком и экраном. Один из главных факторов этого отношения — «эффект Кулешова».
Как связаны психология и кино, или Что такое «эффект Кулешова»
unsplash.com

Не только новые технологии, но и особенности человеческого восприятия вдохнули жизнь в индустрию кино

Кинематограф почти 130 лет, появившись не сильно позже после изобретения фотографии, является, вероятно, самым значимым и массовым искусством. Однако все не было бы так радужно, если бы не множество нюансов, например, физические возможности глаза или особенности человеческого восприятия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно на последнем и зиждется «эффект Кулешова» — один из базовых киноприемов, которым пользуются и голливудские профессионалы, и начинающие режиссеры, и, возможно, ютуб-блогеры.

Актер Иван Мозжухин в эксперименте Льва Кулешова
Актер Иван Мозжухин в эксперименте Льва Кулешова
masterclass.com/

Основы киномонтажа

Советский режиссер Лев Кулешов в свое время описал, как последовательность кадров во время монтажа может полностью менять содержание сцены. Кулешов указал на следующее: человек воспринимает последовательно увиденные кадры так, будто бы они обязательно «вытекают» друг из друга по смыслу и имеют непосредственную взаимосвязь.

Нажми и смотри

Режиссер доказывал это экспериментом. Он снимал мужчину (актера Ивана Мозжухина) крупным планом, чтобы большую часть экрана занимало его безэмоциональное лицо, далее Кулешов монтировал лицо актера с тремя отличающимися по смыслу кадрами: еда, ребенок в гробу и девушка на диване.

Нажми и смотри

Использование

Так, у аудитории в зависимости от показанной последовательности кадров складывалось впечатление, что актер Иван Мозжухин либо голоден, либо скорбит, либо интересуется девушкой. «Сила монтажа настолько велика, что она может изменить игру актера. Но, повторяю, эти приемы монтажа являются не методом, а исключительно редко используемым способом исправления актерских ошибок», — пояснял свое открытие Кулешов.