Ученые выяснили, почему выцветает «Крик» Мунка

Команда европейских исследователей под руководством Летиции Монико из итальянского Института химической науки и технологий установила причину, по которой краска на картине Эдварда Мунка «Крик» теряет своей цвет.
Ученые выяснили, почему выцветает «Крик» Мунка

С 2006 года версия самой известной картины Мунка, написанная примерно в 1910 году и находящаяся в музее имени художника в Осло, выставляется крайне редко. Причина заключается в деградации кадмиевой желтой краски, которая присутствует на полотне в небе, в районе шеи центральной фигуры и в озере на горизонте. Из-за нестойкости сульфида кадмия, который является основой красителя, она теряет цвет и отслаивается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музей пытался сохранить плотно, храня его в особых условиях при строго контролируемом освещении, температуре примерно 18°C и относительной влажности в 50%. Публике картина была практически недоступна.

Однако результат проведенного исследования способен изменить это положение. Ученые выяснили, что деградацию кадмиевой краски вызывает в первую очередь влажность, а свет в этом процессе играет очень незначительную роль.

Авторы исследования изучили микроскопические частицы краски «Крика» в сравнении с аналогичными им по химическому составу искусственно состаренными образцами. С помощью спектроскопии и синхротронного анализа на ускорителе в Гренобле они обнаружили в краске «Крика» сульфат кадмия — продукт распада сульфида этого элемента. Сульфат был выявлен и в состаренных образцах, которые выдерживались при 95% влажности, причем условия освещения никакого влияния на результат практически не имели. Но в образцах, выдержанных при стандартном свете и влажности в 45% следов распада практически не наблюдалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полученные результаты имеют значение не только применительно к картине Мунка, но могут быть полезны для сохранения полотен других художников того периода, использовавших кадмиевую желтую краску — например, Анри Матисса или Винсента Ван Гога. Хотя Летиция Монико все же предупреждает, что любая картина представляет собой уникальный химический ландшафт, и условия хранения в каждом отдельном случае должны подбираться индивидуально.