Как построить камеру-люциду?
![Как построить камеру-люциду? Как построить камеру-люциду?](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9c4/9c4d6b836c6149e450a99966ef831487_ce_1920x1024x0x167_cropped_510x340.webp)
Схожую оптическую систему описал еще Иоганн Кеплер в 1611 году, но до Волластона никто не пытался ее ни построить, ни испытать. Для англичанина это была игрушка — среди его более значительных открытий было получение палладия, родия, чистой платины, открытие ультрафиолетового излучения и т.?д. А на досуге он построил прибор для рисования.
Расцвет люциды
Простейшая камера-люцида, конструкцию которой мы покажем ниже, представляет собой параллелепипед с размещенной внутри под углом 45 градусов стеклянной пластинкой. Художник смотрит на объект через отверстие, а стекло отражает его руку, карандаш и лист бумаги — изображения накладываются, и художник может просто обрисовать реальный объект по контуру. Минус простейшей конструкции заключается в том, что отраженная рука оказывается перевернутой, и нужно приспособиться к «обратной» координации движений.
![Схема камеры Волластона Схема камеры Волластона](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9d9/9d99722bd01028de17113bfe1b694a53_cropped_510x332.webp)
Волластон, поработав с подобной системой, решил вместо простого стекла использовать четырехгранную призму, которая не просто отражает, а переворачивает картину. Решение Волластона позволяет художнику напрямую видеть не объект рисования, а лист бумаги — объект же накладывается на него как мнимое изображение. Интересно, что название «люцида» физик дал своему изобретению по аналогии с камерой-обскурой, известной с древних времен (obscura по латыни означает «темный», lucida — «светлый»).
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d69/d69cfe6ec707e99577b2953f25f53b35_cropped_510x765.webp)
Конструкция люциды несколько раз дорабатывалась другими учеными, камера превратилась в модный в художественной среде аксессуар. К середине XIX века прибор стал настолько популярен, что им начали пользоваться даже маститые живописцы старой школы. Большим поклонником устройства был знаменитый французский классицист Жан Огюст Доминик Энгр, ведущая фигура в академической живописи XIX века. Значительную долю своих неоклассических портретов он создал, используя камеру-люциду для соблюдения пропорций. Другим адептом этого прибора был английский астроном и физик Джон Гершель, сделавший с его помощью множество зарисовок живой природы и оставивший после себя целый ряд «люцида-альбомов».
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/216/216339ffa6bab6264fc76216318cd017_cropped_510x464.webp)
Наконец, камера-люцида сыграла непосредственную роль в изобретении фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот, создатель негативно-позитивного процесса, свой первый негатив получил именно с помощью люциды — не обрисовывая пейзаж, а подложив в качестве бумаги светочувствительный материал. Процесс он называл «фотогеничным рисованием».