Вездеход Копытова: из водопроводных труб и деталей от старых автомобилей он клепает что-то невероятное
Добавьте минимальные свесы кузова, большой дорожный просвет, защищенное днище — и получите идеальную машину для покорения целины. Про такие принято говорить, что они не боятся бездорожья. Но про этот вездеход правильнее сказать иначе — бездорожье боится его!
Как из пары десятков обычных машин сделать одну незаурядную? Конструктор Александр Копытов знает ответ на вопрос. В своем гараже из водопроводных труб и деталей от старых автомобилей он клепает вездеходы, выделяющиеся невероятной проходимостью.
Все началось более 20 лет назад, когда Александр с удивлением обнаружил, что ниша дешевых вездеходов пустует. С тем бездорожьем, где Александр хотел проехать, не мог совладать ни один из серийных внедорожников, даже после соответствующей доработки. Гусеничные машины отпугивали высокой ценой и малым ресурсом гусениц. А когда Александр заинтересовался вездеходами на шинах низкого давления, то выяснил, что гигантские колеса и стоят недешево, и отличаются невысоким сроком службы. И что ты будешь делать, если посреди пути одно из таких колес придет в негодность?.. Александр решил пойти тем же путем, который некогда выбрали конструкторы луноходов, и остановился на колесном приводе.
Цель Копытова была проста: при минимуме затрат времени, труда и денег получить максимум вездеходных свойств. В согласии с этой концепцией конструктор явил на свет семь различных вездеходов. Причем три вездехода Копытова уже вовсю работают: они были построены по заказу компании «Нефтегаздиагностика», и сейчас нефтяники бороздят на них просторы Пермской области. Один вездеход приглянулся частному лицу, а еще один «трудится» на даче Александра, совмещая обязанности грузовика, тягача и бульдозера. Ну а еще два «живут» возле гаража Копытова на окраине Москвы. На них конструктор и предложил нам прокатиться.
На лицо ужасные, добрые внутри
Перед поездкой к Копытову мы изучили небольшие фотографии вездеходов, которые Александр прислал нам в редакцию по электронной почте, и приготовились увидеть пару автомобилей оригинальной наружности. Но когда мы с фотографом подъехали к гаражу конструктора, то разочаровались. Таких страшных машин мы давно уже не видели: грубо сваренные рамы, мятые кузова, колеса с разными дисками. Фотографий именно этих вездеходов Александр нам не высылал.
Следуя правилу о том, что некрасивый самолет хорошо летать не может, мы уже собрались попрощаться с Александром. Но чтобы развеять наш скептический настрой, конструктор показал нам по мобильному DVD-плееру запись его внедорожных «покатушек». Выяснилось, что эта техника не только обещает занять пустующую рыночную нишу, но и является представителем новой мобильной концепции «волк в шкуре самой дряхлой овцы». Спустя пару минут мы уже самозабвенно носились по близлежащему оврагу. Наша поездка больше напоминала катание на лыжах, нежели на автомобиле. На «полысевших» шинах Копытов взбирался на самые крутые горки: почти полное отсутствие свесов позволяло делать это абсолютно безболезненно. На вершинах горок наш пилот разворачивался практически на месте. За счет того, что передние и задние колеса шестиколесного монстра управляемые, радиус разворота составляет около трех метров. Александр снова прыгал с горы, приземлившись, интенсивно набирал скорость, а затем резко разворачивал машину на месте. В общем, настоящие «русские горки».
Когда мы поинтересовались, каким мотором приводится в движение этот внедорожный болид, то сперва не поверили словам конструктора. «Сердцем» брутального вездехода служит двухцилиндровый мотор от «Оки». На каждое из колес благодаря «луазовскому» редуктору поступает в четыре раза больший крутящий момент, чем на передние колеса российской малолитражки. За счет этого машина так быстро ускоряется. Если верить Александру, этот вездеход даже однажды буксировал тяжеленный КрАЗ к немалому удивлению водителя грузовика.
Для преодоления самого проблемного бездорожья вездеход оснащен независимой подвеской и блокируемыми межколесными дифференциалами. Межосевых дифференциалов у него нет, что разумно для машины такого типа: за счет двух управляемых осей на поворотах боковые колеса идут по одной траектории. Тормоз на вездеходе ручной. Он позволяет не запутаться в педалях, если машина вдруг заглохнет на крутом подъеме.
Но впечатляющие проходимость и маневренность — не единственные достоинства вездехода Копытова. Александр указывает, что его шестиколесный монстр комплектуется подвеской, обеспечивающей максимально комфортную езду в отличие от некоторых других вездеходов. Кроме того автомобиль Копытова способен ехать всего лишь на трех колесах: так что если три других колеса будут проколоты в пути, до пункта назначения добраться все равно удастся. В случае поломки его можно быстро отремонтировать: конструкция продумана с точки зрения доступности частей для полевого ремонта. А на случай, если вездеход все-таки застрянет, в крылья кузова встроены доски, которые можно подложить под буксующие колеса.
Вездеход с пулеметом
Копытов надеется, что первым делом его изобретением заинтересуются в армии и в МЧС. Но пока переговоры с военными результата не дали. «Военные — специфический народ, — хмурится Александр. — Я им предлагаю концепцию сверхпроходимой машины, а они меня спрашивают — заведется ли этот мотор при температуре 40 градусов ниже нуля. Я же не двигатели для них делаю».
А пока Александру задают чудные вопросы, он продолжает конструировать в своем гараже новые вездеходы и обкатывать их в ближайшем овраге, ловя на себе удивленные взгляды окружающих. «Кстати, Александр, а иностранцы вашу машину видели?» «Да, видел один американец, — отвечает Копытов, — я его предложил прокатить, но он отказался: сказал, у него дети. Но с интересом наблюдал, как я катал других на своем вездеходе».
Эх, и чего эти русские только не придумают, лишь бы нормальных дорог не строить...