Перегибы на местах: Бумага терпит

Считается, что оригами – чисто японская традиция, но искусство складывания возникало всюду, где появлялась бумага. О хитростях бумажного творчества нам рассказал директор Московского клуба оригами Роман Свиридов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фигурки из бумаги — шедевры скоропортящиеся, при археологических раскопках их не находят, поэтому об истории оригами можно судить только по сохранившимся рисункам и упоминаниям в старых документах. Первое известное европейское изображение бумажного кораблика датируется 1490 годом, а астрологический квадрат, соответствующий развертке бумажной птички-пахариты, был придуман в испанском Толедо еще в XII веке. Бумага долго оставалась слишком дорогим материалом для забав и экспериментов, поэтому мастерство складывания европейцы оттачивали на накрахмаленной ткани. Так появились умопомрачительные воротники испанских грандов и чепцы монахинь.

Бумажный бог

Удивительно, но в японских исторических источниках об оригами практически ничего не говорится. Упоминается бумага, описывается технология ее производства, а вот найти письменное подтверждение тысячелетней истории сложенных фигурок исследователям пока не удалось. Но именно оригами в глазах иностранцев стало одним из символов Японии. Для чужеземного слуха японские слова «бог» и «бумага» звучат весьма схоже. Один из символов высшей силы в синтоизме — зигзаг гохей, который представляет собой полоску бумаги, надрезанную по краям и закрученную в спираль. Этот знак можно увидеть на синтоистских храмах и на поясах борцов сумо. В бумажные коробочки санбо и конвертики носи японцы вкладывали свои символические жертвоприношения богам. Некоторые семьи использовали фигурки оригами в качестве герба. Хитроумные узелки мидзухики, сплетенные из полосок разноцветной бумаги, с успехом выполняли роль печатей. Форма и цвет узелка соответствовали смыслу и содержанию конверта. Мидзухики трудно развязать и тем более собрать снова. К подаркам до сих пор часто прикрепляют сложенную из бумаги фигурку как знак уважения и добрых пожеланий. Традиционное украшение свадебного презента — два журавлика, сложенные из одного листка бумаги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Складывание цепей из журавликов — давнее японское занятие. Еще в 1797 году появилась книга «Сембазуру ориката», где было описано 49 способов надрезать большой квадрат на несколько меньших, чтобы из них можно было сложить непрерывную цепь журавликов.

У великого квадрата нет углов

В основе большинства традиционных фигур лежит квадрат. В Древнем Китае, откуда японцы позаимствовали очень многое, в том числе и бумагу, квадрат символизировал землю, смыкающуюся с кругом-небом. Отсюда и афоризм Лао-Цзы, вынесенный в подзаголовок.

В квадрат «вписаны» иероглифы, квадратные очертания имеют родившиеся на Востоке игры и головоломки — шахматы, го, танграм. Велик соблазн приписать символические свойства и оригамному квадрату. Но здесь, возможно, главную роль сыграли соображения не мистические, а рационалистические. Бумага стоила дорого, а именно из квадрата удобнее всего получать объемные фигуры так, чтобы не приходилось загибать и прятать лишнее. Квадрат хорош тем, что дает максимальное число симметричных складок, но современные оригамисты им не ограничиваются. За несколько веков развития традиционного оригами было придумано несколько сотен фигур, а за последние пятьдесят лет несколько сотен тысяч. И многие из них базируются на прямоугольниках, полосах, трех-, пяти-, шестиугольниках и кругах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На страже урожая

Помимо развлекательного всегда существовало практическое оригами. Легкие фонарики, ширмы, веера появились благодаря умению перегибать бумагу в нужном месте. В 1990 году один высокопоставленный сотрудник агропрома, увидев оригамные конструкции, предположил, что их можно использовать для сохранения урожая. Собранная пшеница должна обязательно просохнуть, но оставлять ее под открытым солнцем нельзя. На промышленные сушилки денег всегда не хватало, нужно было придумать, как соорудить над зерном «зонтик» колоссальных размеров. Деревянные навесы обходятся недешево и занимают много полезной площади. Поэтому появилась идея сделать легкую складчатую структуру, которая повторяла бы свойства бумажных складок, была проста в изготовлении и удобна для монтажа и хранения. Основу конструкции составил шарнирный каркас с натянутой на него пленкой. Было разработано несколько опытных вариантов, и уже готовились полевые испытания, но события августа 1991 года положили конец не только СССР, но и планам использования оригами в сельском хозяйстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В те же годы была придумана технология изготовления подвесных потолков, светильников и других элементов оформления интерьеров из анодированного алюминия — отходов консервной промышленности. Геометрические рельефные орнаменты переводились из бумаги в металл с помощью специальной чеканки или гибочных инструментов, а затем соединялись бортами с помощью особого ручного дырокола и подвешивались на каркас. В конце 1980-х годов многие дома культуры, кафе и магазины были украшены металлическими складками.

Бумажные гиганты

Сейчас оригамистам чаще заказывают фигуры для выставок, оригинальную упаковку корпоративных подарков и модели для рекламы. Популярны заказы на гигантские фигуры. Пожалуй, самым выдающимся отечественным достижением стала фигура Георгия Победоносца на коне почти в натуральную величину, созданная Ниной Острун и Алексеем Львовым по заказу одной из фирм, торгующих канцтоварами. Конь размерами 2,5х2 м, всадник ростом 1,8 м и метровый дракон были собраны из разных кусков бумаги и подкреплены каркасом. Свойства исходного материала — бумаги — накладывают серьезные ограничения на строительство больших фигур. Теоретически можно собрать фигуру хоть 10 м в высоту. Но помимо сложного динамического каркаса для самой простой модели потребуется квадрат со стороной как минимум 20 м, а это лист площадью 400 м². Обычная бумага для таких работ не подходит, нужна синтетическая же синтетического листа (прочный и упругий материал, созданный по той же технологии, что и традиционная бумага, но с использованием синтетических волокон вместо древесных). Стоимость такого листа действует на потенциальных гигантоманов отрезвляюще. Кроме того, любой, даже самый прочный, но гнущийся материал при сборке больших фигур будет провисать и сминаться под собственным весом. Поэтому приходится использовать поддерживающие системы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1998 году на стадионе японского города Одате был собран журавлик с размахом крыльев в 60 метров. Чтобы модель держала форму, к голове, спине и хвосту журавля пришлось прикрепить тросы. Личный рекорд нашего собеседника — совершенно оригамная по технике исполнения ворона с трехметровым размахом крыльев — в «ребрах» складок имела каркас из тонких металлических трубок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Памятная складка

Для домашних занятий оригами хитроумные каркасы не нужны. Обычный лист хорошей бумаги, как ни сложи, сам будет держать все сгибы. Но как определить, какая бумага хорошая? Совсем не подходит для объемных фигур бумага с пухлой структурой (как мягкие салфетки). Лучше всего брать длинноволокнистую каландрированную бумагу. При изготовлении ее пропускают через несколько полированных валов, которые уплотняют бумагу и делают ее гладкой. Чтобы не разбираться со специфическими полиграфическими терминами, можно провести простой и надежный тест. Возьмите в руки длинную полоску бумаги шириной 1−2 см и, слегка натянув, скручивайте ее движением, похожим на наматывание катушки спиннинга. Бумага типа газетной порвется на 3−5-м обороте — такая вам точно не нужна; писчая или офисная бумага, выдержавшая 10−20 витков, — уже вполне подходящий вариант. Упаковочную бумагу Kraft или хорошую дизайнерскую можно «провернуть» до 100 раз, но для домашних экспериментов такое качество явно избыточно и дорого. Если же увлечетесь оригами всерьез и озаботитесь долговечностью своих шедевров, можно будет подумать о синтетической бумаге или мечте оригамиста — японской бумаге васи. Сейчас эту бумагу производит всего несколько десятков мастерских. Тонкие, но необычайно прочные листы вручную изготавливают из волокон коры кустарников трех видов (кодзо — бумажной шелковицы, мицумата или гампи). Считается, что васи выдерживает до тысячи движений на сгибание-разгибание.

Сэндвич для оригамиста

При складывании бумаги клеевые связи волокон нарушаются из-за разности натяжения: внутри складки идет усилие на сжатие, на внешней стороне — на разрыв. Будучи раз сложена, в месте сгиба бумага заметно слабеет. Чтобы придать фигурке прочность и пластичность, можно приготовить своеобразный сэндвич, приклеив к бумажному листу пищевую фольгу или другой лист бумаги. В качестве «бутербродного масла» вполне сгодится простой клеющий карандаш или аэрозольный клей.

Хорошим материалом для оригами может оказаться и поливинилхлоридная пленка. Она запоминает складки и не ломается на сгибах — в этом месте она просто утончается, оставаясь эластичной и не теряя прочности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художники пробуют экспериментировать и с керамикой. За основу взята технология кружевного фарфора. Мастера опускали в сметанообразную массу еще жидкого фарфора (шликер) пористую бумагу нужной ажурной формы. Бумага впитывала раствор, а при последующем обжиге изделия полностью выгорала. Примерно так же поступают японские технологи, пропитывая сложенную бумагу раствором со взвесью глины. После обжига фигурки превращаются в статуэтки, и... дух оригами из них совершенно уходит. Хрупкие и неподвижные, они не годятся для игры. То ли дело прыгающие лягушки, с которыми моя дочь возится третий вечер. Разномастных и всеразмерных квакш уже вполне хватит, чтобы заселить небольшое болото. Уверена, на ближайшую пару вечеров могу планировать что угодно: ребенок будет выяснять, какая из них прыгнет дальше и выше. А потом я принесу ей схемы сборки динозавров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

...Но сам процесс!

Не думайте, что бумажные фигурки годятся лишь для детских забав. Если душа просит творчества, оригами — весьма подходящее занятие. Музыка, живопись, скульптура пугают своей академичностью и долгим обучением. А что может быть проще и привычнее листа бумаги? Можно освоить базовые приемы и придумывать свои собственные фигурки, можно пользоваться инструкциями и собирать уже известные модели. Конечно, не стоит начинать с морского ежа, которого изобрел норвежец Ганс Бикерланд. Эта фигура складывается в 913 этапов, содержит 2700 складок и многими считается самой сложной. Попробуйте с моделей, которым нас научил Роман Свиридов. (Условные обозначения вы найдете на сайте Московского клуба оригами и в номере «TechInsider» за сентябрь 2006 года). И не стесняйтесь их «модернизировать». Если вам будет интересен процесс, то и результат не заставит себя долго ждать.