Задумывались ли вы, какой путь прошел чайный пакетик до вашего дома? И нет, мы далеко не про производство! Вот история создания чайного пакетика — от первых проб (и ошибок) до самого популярного способа упаковки в мире.
Быстро и удобно: кто и как изобрел чайный пакетик

История создания чайного пакетика: с чего все началось
В 1904 году торговец чаем Томас Салливан сделал первый шаг, изменивший в дальнейшем всю чайную индустрию. Он дополнил традиционную упаковку (жестяные банки) небольшими образцами, расфасованными в шелковые пакетики. Это была чисто маркетинговая уловка, однако некоторые клиенты стали заваривать чай прямо в этих мешочках. Можно сказать, что история чайного пакетика началась именно со случайности.
Покупатели завалили Салливана гневными письмами: чай плохо «раскрывался» и получался не таким ароматным. Тогда же Томас понял, что нужно усовершенствовать этот способ заварки, а не возвращаться к банкам. В 1929 году Салливан запатентовал упаковку чая. При этом он явно не стал первопроходцем в мире патентов. В 1880 году такой документ подписал некий американец Томас Фицджеральд. Но изобретение чайного пакетика не получило распространения — ему пришлось дожидаться своего часа еще двадцать лет.
Возможно, не зря: с нью-йоркской сноровкой Салливан открыл собственное производство. Там, где изобрели чайный пакетик, сразу оценили финансовый потенциал шелковой упаковки Томаса Салливана. Все потому, что она давала возможность использовать мелкие листья или чайную крошку — раньше ее просто-напросто выбрасывали.
Но, к сожалению, во-первых, мешочки были дорогими, а во-вторых, шелк придавал чаю странный вкус. Попробовали использовать хлопчатобумажный муслин, но в итоге остановились на марле. К 1930 году на производство пакетиков для чая только в США использовалось около 7 миллионов погонных метров марли.
Как в истории изобретения чайного пакетика появилась война
Во время Первой мировой войны немецкая компания Teekanne подсуетилась быстрее всех: она начала производить чай в пакетиках специально для фронта. Материал пакетика был самым что ни на есть полевым — марля. Это сделало производство дешевым. Солдаты оказались невероятно довольны: чай заваривался меньше чем за минуту и не оставлял после себя много грязной посуды и кучу использованных листьев. На фронте пакетики прозвали «чайными бомбами».
В 1929 году один из сотрудников Teekanne, немец Адольф Рамбольд, впервые поставил чайные пакетики «на конвейер». Он изобрел аппарат для фасовки чая Pompadour — он изготавливал 35 упаковок в минуту, а затем и Reliance, который мог выпускать за то же время 80 чайных пакетиков. В 1949 году появилась еще одна машина Constanta. Она производила теперь уже 160 пакетиков.
Дело за малым: кто придумал чайные пакетики из бумаги
Человеком, кто изобрел чайный пакетик, можно сказать, во второй раз, стал Фэй Осборн. Он работал инженером бумажной компании C. H. Dexter & Sons (сейчас Dexter Corporation), расположенной в Коннектикуте. В середине 1920-х ему в руки попала коробка с сигарами, каждая из которых была завернута в очень мягкую, пористую, но прочную японскую бумагу ручной работы — идеальный вариант для чая.
Осборн задался целью наладить промышленное производство этого материала для чайных пакетиков и на протяжении следующих лет перепробовал различные сорта древесины, джут, сизаль, пальмовые волокна, хлопок — но все они имели те или иные недостатки. Самым многообещающим выглядело использование манильской пеньки — волокон абаки, или текстильного банана (Musa textilis), — материала для плетения морских канатов (не следует путать манильскую пеньку с обычной пенькой — волокнами конопли).
С 1929 по 1931 год Осборн искал растворитель, способный сделать материал более пористым без уменьшения прочности, и добился успеха. Еще три года ушло на разработку промышленного процесса — Фэй Осборн стал тем, кто придумал чайные пакетики, похожие на сегодняшние. Появившийся в 1935 году материал все еще был далек от совершенства, но явно превосходил марлю. Он использовался не только для чая, но и для упаковки посуды, пищевых продуктов и даже в качестве электрической изоляции.
Однако с началом Второй мировой манильская пенька стала стратегическим сырьем для производства канатов для военного флота, и все запасы компании Dexter были реквизированы правительством США. Но к 1942 году Осборн наладил процесс производства из «вторсырья» — отслуживших свое канатов, а поскольку их не хватало, добавил в материал вискозу, которая постепенно вытеснила пеньку.
Через два года он придумал новый способ изготовления пакетов с помощью термосклейки, а в 1947-м разработал упрочняющее меламиновое покрытие для пористой бумаги. В 1950-е годы уже известная Teekanne изобрела двухкамерный чайный пакетик и запатентовала его. Упаковка делалась из тонкой фильтр-бумаги, который скрепляла металлической скобкой.
Усилия Осборна, совершенствовавшего чайные пакетики до своего ухода на пенсию в 1970-х годах, привели к широкому распространению пакетизированного чая: сейчас в такой упаковке продается почти половина чая в мире (а в некоторых странах, например в США, — более 90%). Напиток, заваренный подобным способом, полюбился тем, что не оставлял после себя в кружке мелких частичек и сохранял воду прозрачной.
Когда появился чайный пакетик в России
В России о пакетиках чая уже знали к началу XX века. В известной кулинарной книге Елены Молоховец 1901 года есть рецепт под номером 3495. В нем писательница описала, как правильно накрывать на стол и заваривать чай, если дома ожидаются гости.
Однако долгое время «чайно-пакетированный» бум обходил Россию стороной. В Советском Союзе он казался странной экзотикой, которую пьют за рубежом. Все изменилось в 1990-е годы, когда чайные пакетики появились в недорогих кафе и забегаловках. Дома такой чай разливали редко — когда внезапно закончился обычный. Как ни странно, на начало XXI века доля пакетизированного чая в России составляла всего 9%. Только в 2015 году наметился рост: чай в упаковке обогнал обычный.
Современные виды и формы чайных пакетиков
Чайные пакетики бывают разные: желтые, синие, красные... И все они вкусные. Но какой же чай победит: в пирамидках, кружочках или вообще — в виде палочки? Изобретение чайных пакетиков подарило нам возможность выбирать любую форму и наполнение. Спешим обрадовать: вне зависимости от вида пакетика внутри — полезные чайные листья без красителей.
- Квадратный однокамерный. Обычный «классический» пакетик. Он плоский, чаще всего сделан из фильтрованной бумаги. Внутри вы не встретите большие листья; производители обычно кладут чайный порошок, который имеет низкую себестоимость. Поскольку сам материал пакетика пористый, чай быстро заваривается. В то же время пакетик быстро рвется.
- Квадратный двухкамерный. В таких чайных пакетиках в два раза больше порошка. Зачастую в отсеках представлены разные компоненты, например, чай и фруктовые кусочки. Свободное пространство позволяет воде лучше циркулировать, из-за чего сам напиток и его аромат раскрываются ярче. Однако стоимость таких пакетиков намного выше, чем у обычных.
- В форме пирамиды. Можно сказать, что это самый надежный вариант. Чайные пакетики делаются из тонкого нейлона, что позволяет рассмотреть содержимое пирамидки. Внутри — крупнолистовой чай, натуральные засушенные ягоды. Форма пакетика позволяет листу «раскрываться» и улучшает экстракцию. Но есть пару минусов: чай дороже, а сама «упаковка» — не является биоразлагаемой.
- Саше. Это небольшой сшитый или запаянный по краям мешочек. Как правило в него кладут чайные смеси и травяные чаи. Объем намного больше, чем у квадратного — пространство для циркуляции воды больше, благодаря чему напиток получается более ярким.
- Круглые. Такая форма особенно популярна в Великобритании. Чайный пакетик однокамерный. Заполняют его порошком или мелколистовым чаем. Правда, веревочки у пакетика нет: придется вылавливать его ложкой.
- Стики. Это длинный узкий пакетик в форме стика — он похож на длинную «палочку». Подойдет для заваривания чая в высоких стаканах и термосах. Сделан такой стик из пищевой фольги или полимерной бумаги. Внутрь засыпается чайный порошок. К слову, этот пакетик очень удобно мешать, как ложку!
- «Кадди». Чайные пакетики получили свое имя по названию фирмы. Это крупные пакетики с картонным держателем сверху. Их используют для заваривания целого чайника — напиток получается крепким и ароматным за счет хорошей циркуляции кипятка и крупных листьев внутри.
Почему чай в пакетиках стал таким популярным
Оглянитесь вокруг, где бы вы ни были. У каждого третьего с собой в сумке термос с горячим чаем, у каждого второго — упаковка с чайными пакетиками из магазина. Чай пьют в гостях, на работе и даже учебе. Но почему, когда появились чайные пакетики, они сразу стали настолько популярными?
- Удобство и скорость приготовления. И правда: достаточно всего лишь положить пакетик в чашку, а затем залить кипятком — и готово! Не нужно мыть заварочный чайник, искать в посудных закромах ситечко. Для напряженного утра, офиса или путешествия в поезде — самое то.
- Порционность. Каждый пакетик — готовая порция. Не нужно отмерять ложкой чайные листы и гадать, сколько засыпать, а также никогда не остается лишнего чая — он бы быстро потерял аромат, если часто открывать пачку. Кроме того, каждый пакетик — это гарантия одинаковой по вкусу заварки.
- Гигиеничность. В чаинки не попадут пыль или случайные частички продуктов. Поскольку листья индивидуально упакованы и запаяны, они также защищены от влаги и посторонних запахов.
- Удобно хранить. Неважно — дома на полке или в сумке во время поездки за рубеж. Чайные пакетики не требуют контейнеров, не рвутся и не занимают много места в сумке.
- Хороший подарок. Чай — это далеко не «просто напиток». Он согревает, дарит ощущение уюта и любви. Правильно подобранный чай станет отличным вариантом подарка на День Рождения или Новый год. Например, можно подобрать индивидуальные вкусы: ягодные, травяные, с ореховыми оттенками или земляными нотками. Экспериментируйте!
Чайные пакетики завоевали популярность и у производителей чая. Это связано с тем, что массовое производство пакетиков снижает себестоимость упаковки и самого чая. Но это не значит, что внутрь кладется самый бюджетный состав. Где-то рассыпают крупнолистовой чай, а где-то формируют специальный порошок.
Производители экспериментируют со вкусами и внешним видом упаковки: покупатели могут выбрать квадратные, круглые или пирамидальные пакетики, а также саше или стики. При этом любой пакетизированный чай упрощает организацию питания в офисах или на различных мероприятиях. Все потому, что пакетики легче закупать и хранить. После такого чая также не остаются горы посуды или остатков заварки.
Как еще можно использовать пакетированный чай
Несмотря на то, в каком году появились чайные пакетики, они сразу проявили себя в быту. Эту вещь «со стажем» можно использовать как уходовое средство, удобрение и даже секретный ингредиент к шашлыку!
- Компресс под глаза. При сильной отечности под глазами подойдут пакетики с зеленым чаем, а лучше — с ромашкой. Заварите 2 пакетика, ненадолго поместите их в холодильник, а после приложите их к векам на 10 минут. Таннины могут немного сузить сосуды и уменьшить отечность. К слову, такой компресс спасет и при слабых и умеренных солнечных ожогах (в других случаях сразу обратитесь к врачу). Прикладывайте чайные пакетики на пораженные участки кожи и держите по 10-15 минут.
- Тоник для лица. Заварите чай с большим количеством воды, чтобы напиток не получился уж слишком крепким. После умывания, когда чай остудился, обмакните ватный диск и протрите им лицо. Чайный тоник хорошо увлажняет и успокаивает кожу, а также выравнивает тон и замедляет появление морщин — все благодаря антиоксидантам.
- Поглотитель запахов. Чайные пакетики смогут нейтрализовать неприятные запахи в холодильнике, шкафах или даже обувнице. Вам понадобятся уже использованные пакетики — их необходимо просушить и сложить в маленькие мешочки из мешковины. Внутрь вы можете добавить сушеные цветы и эфирное масло для усиления аромата. Теперь осталось отправить саше в укромный уголок!
- Удобрение. Здесь, конечно, лучше всего использовать чайные листья, а если точнее, саму заварку. Достаточно вкопать ее в верхние слои почвы, предварительно высушив. Можно также заварить крепкий настой из двух пакетиков на один литр теплой воды, настоять сутки и полить землю. Чай содержит азот, калий и фосфор, что особенно любят растения. При этом выбирайте натуральный чай — ароматизированный только навредит корням.
- Ингредиент для ароматных блюд. Как: используйте крепкий чай как жидкую часть маринада (особенно для мяса), либо добавляйте в соусы и супы для придания глубины вкуса. Чай масала, лапсанг сушонг с ароматом костра чай (lapsang) хорошо подходят для маринадов.Предостережение: учитывайте интенсивность вкуса и соль.
- Краска для бумаги и ткани. Чай придает эффект «старения». Для этого заварите крепкий чай, обмакните в него спонж или кисть и нанесите на работу. Вы также можете полностью погружать в жидкость лист бумаги или, например, футболку, которую хотите сделать «винтажной». Элемент одежды достаточно подержать 30 минут, чтобы увидеть результат. С бумагой лучше не перестараться: в противном случае она расклеится. Чтобы создать эффект старинных писем, положите ее в напиток на пару минут, чтобы получить бежевый оттенок.





