Стерилизуем карт: бензин против электричества
![Стерилизуем карт: бензин против электричества Стерилизуем карт: бензин против электричества](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/321/3217b630bd452d335c4add355a0d2325_ce_1280x682x0x0_cropped_510x340.webp)
В нашем шоу мы любим иметь дело с передовой техникой и экстремальным спортом. Что касается гоночных картов, то забаве носиться со скоростью под 150 км/ч, когда пятая точка скользит в сантиметре над землей, никак не откажешь в духе экстрима. Бешеная динамика, безумные скорости — в общем, карт на треке представляет собой весьма бодрящее развлечение. Одно плохо — эта машинка, пригодная к использованию только на треке, оборудуется двухтактным двигателем, который просто ужасает своим грязным выхлопом. Один маленький карт выбрасывает в атмосферу столько же копоти, сколько сто больших автомобилей. Мы жалеем окружающую среду и всегда радуемся возможности внести свою лепту в ее защиту. С другой стороны, мы не намерены лишать себя скромного удовольствия погонять всласть.
![Механический карт Механический карт](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/44c/44c2938f127a9c2e788b29c8788f6e3b_cropped_510x331.webp)
Поэтому мы задались вопросом — можно ли сделать «электрокарт», который обставит своего шумного бензинового собрата? И каково будет на нем гонять? Раздобыв парочку бензиновых картов модели Tony Kart, мы всего за 12 часов перестроили один из них на электрическую тягу. Для этого понадобились 25-сильный двигатель постоянного тока (DC) и серийный блок управления от тележки для гольфа. При этом мы тщательно проработали четыре момента, которые могут оказаться западней для любого, кто взялся строить электромобиль: характеристики момента на валу, массу, аккумуляторы и общую стоимость. Ну а потом, прихватив с собой камеры, мы направились в Соному, на трек Инфинеон. Рев моторов, запах горящей резины — в общем, нормальный день для съемок шоу «Разрушители легенд» канала Discovery.
![Электрический карт Электрический карт](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/6c3/6c3a5286b43b08983e4fe830878fd4ae_cropped_510x259.webp)
«Разрушители легенд»
Джеми Хайниман и Адам Сейвидж в своем шоу занимаются систематической проверкой «городских легенд», то есть известных баек и слухов. Джеми — мастер спецэффектов, он принимал участие в создании таких фильмов, как «бегущий человек (running man)», «робот-полицейский (robocop)», «боязнь пауков (arachnophobia)», снимал рекламу для таких компаний, как nike, coca-cola, yamaha. Джеми говорит на многих языках (включая русский), водит катер и здорово разбирается во всяких механизмах. он основал компанию m5 industries (m5industries.com), где и работает по сей день. Адам любит конструировать всякие штуки: он строил космические корабли (ненастоящие — для «звездных войн»), делал куклы, создавал оружие, с пяти лет мастерил себе игрушки и лепил скульптуры. Он участвовал в создании спецэффектов для кино, занимался мультипликацией, графическим дизайном, работал сварщиком, рабочим сцены, писателем, актером и теперь — ведущим телевизионной программы.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/605/6055cd2b6954bc1e50f88347a490a3ae_cropped_510x287.webp)
Задача
Переделать бензиновый карт на электрический привод и выяснить, сможет ли эта бесшумная, экологически чистая электрическая новинка переиграть свой намного более легкий бензиновый прототип. На фотографии на с. 154 Джеми Хайниман (справа) прилаживает цепной привод к 25-сильному электродвигателю. Тем временем Адам Сэйвидж устанавливает потенциометр, который будет исполнять роль дроссельной заслонки.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/800/800d36d2a3bdfc799d8bbd609b43722e_cropped_510x801.webp)
Жажда скорости
Адам: Зарядив карт, мы отправились в Соному, штат Калифорния, и приготовились к его испытаниям. Я никогда раньше не ездил на картах. Сначала пришлось долго крутиться на месте, пока не освоился с юзом и управляемыми заносами, — зато было время разогреть шины (на жесткой холодной резине сцепление колес с асфальтом стремится к нулю). В реве бензинового движка есть что-то возбуждающее. Нечто похожее я испытывал, когда впервые прокатился на мотоцикле. Отсутствие рева в нашем электромобиле несколько разочаровывает, но этот недостаток забывается, когда чувствуешь, как машинка рвет со старта.
Джеми: Наша «электричка» стрелой вылетает из поворотов. Хотя, конечно, если довести бензиновый карт до бешенства, раскрутить мотор до 15 000 оборотов, так и ему удержу не будет...
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/afe/afe8a35e94d2b87324753fa650875d13_cropped_510x461.webp)
Фотофиниш
Джеми: К концу покатушек наши машинки проходили каждый круг почти одновременно — разница не выбивалась за пределы секунды. Не следует забывать, что электрическая машина была существенно тяжелее. Стартовое ускорение у электромобиля куда выше, чем у бензинового карта, но на высоких скоростях бензиновый брал верх, нейтрализуя отставание.
Адам: Если конструировать машину без спешки, можно было бы улучшить поведение двигателя — для этого нужно просто тщательнее отрегулировать взаимодействие между педалью газа и потенциометром.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ee7/ee7fa9e24723ba6bc0498a0bdeb0442d_cropped_510x423.webp)
Итоги
Адам: Итак, что мы поняли после испытаний? Электромобиль пришел навсегда. Хотя электрический карт весит почти вдвое больше, чем бензиновый аналог, в деле он так же хорош. Стало ясно, что в этих аккумуляторах целая прорва энергии, а в электромобилях кроется могучий потенциал.
Джеми: Полагаясь на электромотор, вы почти не загрязняете окружающую среду. При этом, если кто-то куда-то торопится, его интересы тоже будут учтены.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/fd8/fd8d0f4efe66d7ea2ea86307fb2e0cb1_cropped_510x362.webp)
«Время на прохождение каждого круга для обеих машинок было чуть меньше минуты, а вот в сумме я выиграл целых 13 секунд, — говорит новоиспеченный гонщик Сэйвидж (на фото он беседует со стоящим рядом Хайниманом). — Это как Тайгер Вудс играет в гольф: невозможно понять, откуда выкроились эти 13 секунд».