Портовые контейнеры: как перевернулся мир грузоперевозок

Наблюдая за выходом Ideal X из гавани Нью-Арка, председатель профсоюза портовых грузчиков Фредди Филдс сквозь зубы процедил: «Я бы его с удовольствием утопил».
Портовые контейнеры: как перевернулся мир грузоперевозок

Мальком Маклин родился в 1913 году в городке Макстон, Северная Каролина, в семье фермера. В 1931 году, в самый разгар Великой депрессии, он устроился работать на бензоколонку, а через три года, скопив немного денег, купил подержанный грузовик и вместе с братом и сестрой организовал компанию McLean Trucking, где работал водителем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1937 году, доставляя груз хлопка в порт Хобокен, Нью-Джерси, Мальком был вынужден ждать в очереди на разгрузку. Портовые грузчики по одному цепляли тюки к стропам и грузили их на борт судна. Именно тогда ему в голову пришла идея, которая через 19 лет перевернула всю отрасль грузоперевозок. За это время Маклин создал транспортную компанию с парком из более чем 1700 грузовиков. Однако он верил, что «суда более эффективны в перевозке грузов. Никаких весовых ограничений, никаких ремонтов, шин, водителей и топлива. Только сам трейлер, никаких колес. И не один трейлер, не два, не пять, а сотни — на одном судне».

Идея была не нова — в 1920-х Браш и Ходжсон основали компанию Seatrain Lines и сконструировали грузовое судно, куда можно было закатывать грузовые вагоны. Компания просуществовала до начала 1950-х, но противостояние с крупными железнодорожными компаниями погубило ее. Маклин же сделал ставку на автомобильный транспорт. В 1955 году он нанял инженера Кита Тантлингера, чтобы тот сконструировал транспортный контейнер. Маклин определил размер контейнера в 35 футов, что соответствовало длине полуприцепа. Тантлингер разработал специальные замки, которые скрепляли контейнеры между собой при укладке в пять слоев. Контейнер был прочным, чтобы противостоять стихиям и защищать свое содержимое во время транспортировки и погрузки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маклин продал свою долю в автомобильных перевозках и купил небольшую судоходную компанию, переименовал ее в Sea-Land Industries и переоборудовал в контейнеровоз один из танкеров — Ideal X. В апреле 1956 года судно покинуло порт Нью-Арк и через четыре дня прибыло в Хьюстон. В то время далеко не все порты были оборудованы разгрузочными кранами, поэтому следующее судно, Gateway City, помимо 226 контейнеров, несло на борту два таких крана. Разгрузка и погрузка этого судна занимала у 42 рабочих 14 часов, в то время как «неконтейнерные» аналоги требовали 126 рабочих и 84 часов. К 1969 году, когда Маклин продал компанию, Sea-Land владела 36 контейнеровозами, перевозящими 27 000 контейнеров в 30 портов. Сейчас более 90% морских перевозок — контейнерные, и почти 20 млн контейнеров совершают 200 млн путешествий ежегодно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мальком Маклин умер в 2001 году в возрасте 87 лет. В день похорон над морями и океанами всего мира разнесся протяжный гудок — это контейнеровозы отдавали последнюю дань уважения отцу контейнерных грузоперевозок. Основанная им компания после ряда слияний вошла в датскую Maersk Line, крупнейшую в мире компанию контейнерных перевозок.