Колокола Луны: Путь самурая

Настоящие японские мечи по древней оригинальной технологии, насчитывающей больше тысячи лет, делают не только в Японии, но и в России.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Японским мечам часто дают собственные имена. Вот этот, например, зовут "О-цуки-сама-но канэ", в переводе с японского — "Колокола Луны". Это своеобразная загадка-шифр в типичном для культуры дзэн стиле. Речь идёт о кузнецах, которые во всем мире работают в основном ночью, когда восходит Луна, а стук их молотков напоминает звон колоколов», — говорит мне заместитель директора ВНИИТС (твердых сплавов) и идейный руководитель мастерской исторического японского оружия «Tetsuge» Сергей Лунёв. Оформлен меч соответственно названию: на цубе (так называется гарда у японского меча) изображены раскаленные угли и наковальня, а на верхнем кольце рукояти, которое называется кашира, вырезано изображение Луны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О японских мечах — катанах — ходит огромное количество легенд. И хотя очень немногие из них соответствуют истине, японские мечи представляют собой настоящее произведение металлургического, кузнечного, да и просто искусства. Что же такое настоящая катана?

Три японских секрета

Японская кузнечно-оружейная школа — одна из древнейших. Практически это единственная живая школа в мире: она насчитывает больше тысячи лет и не прерывалась все это время (за исключением периода с 1945 по 1949 годы). Даже сегодня в Японии существуют кузнечные династии, и секреты древних мастеров по-прежнему передаются от отца к сыну. Однако настоящие японские мечи по оригинальной технологии делают не только в Японии. Коллекционеры и мастера в России, на Западе и даже в самой Японии уже успели оценить катаны, изготовленные по японской технологии российской мастерской исторического японского оружия «Tetsuge» (в переводе с японского это означает «Железный клык»). Три главных составляющих японского меча сами по себе не являются секретами. Первая — это конструкция меча. Вторая — специальная зонная закалка клинка. А третья, венчающая весь процесс, — полировка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Меч быстрой сборки

Катана — настоящее боевое оружие, и главная ее часть — клинок. Но одной из отличительных особенностей именно японского меча является конструкция. Клинок может иметь несколько рукоятей и ножен и легко «переодевается» буквально в течение нескольких минут. Причем если ножны и рукоять делаются под конкретный клинок, то цуба может быть подогнана мастером под любой меч. Значительная часть катан живет в виде широ-сая («белые ножны») — клинка с простой деревянной рукоятью и ножнами без всякой отделки. Купив такой клинок, владелец может в дальнейшем добавить к нему «парадные» рукояти, ножны, цубу. Правда, основную часть стоимости меча все равно составляет именно клинок. Меч японского производства стоит $15−100 тысяч (в зависимости от класса и качества клинка), а российский — несколько дешевле ($3−10 тысяч). Такие высокие цены связаны со сложностью и высокой трудоемкостью — в «Tetsuge», например, изготовление катаны занимает у команды из четырех мастеров около полутора месяцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Клинок

Изготовление японского клинка — это настоящее действо, сочетающее традиционную, отточенную до мелочей металлургическую технологию и элементы ювелирного искусства. И, возможно, чуть-чуть магии...

Все начинается с подбора руды. В древности в качестве руды использовался сотецу — природный железистый песок. С 1960-х годов это запрещено по экологическим соображениям, и сейчас даже в Японии «руду» готовят искусственно, закисляя электролитическое железо.

Для выплавки хорошей стали, называемой тамахаганэ, используется процесс татара: в длинную узкую печь, продуваемую мехами, послойно чередуя, закладывают руду и уголь. Печь разжигают, и начинается процесс восстановления. Получившуюся пористую стальную губку (кера) разбивают на блины. Их закаляют в воде и ломают на мелкие куски, которые затем подвергают кузнечной сварке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из получившейся стали кузнец выковывает заготовку клинка и оттягивает лезвие. Причем пока еще заготовка совершенно прямая! Затем ее шлифуют, придавая клинку грани и нужную геометрию на грубом, оставляющем крупные царапины шлифовальном круге. Царапины нужны для удержания глины в процессе следующего, пожалуй, самого важного и секретного этапа изготовления клинка — закалки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если хочешь стать мечом — закаляйся!

Самый большой и важный секрет японского меча — это закалка. Клинок изготовлен из слоистой или волокнистой стали, похожей на дамаск и булат одновременно (см. врезку), но его еще подвергают так называемой зонной закалке: лезвие закаляется, а обух клинка — нет. Каким же образом это достигается?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мастер обмазывает клинок 6−8-миллиметровым слоем специальной смеси глины, угля и песка. Состав смеси держится в тайне, и это дает пищу для многочисленных легенд. Пальцем или специальным инструментом глину снимают с лезвия, создавая будущий рисунок хамон — линии закалки. На некоторых старинных японских мечах линия закалки имеет настолько сложный рисунок, что даже современные эксперты не понимают, каким образом мастер смог ее создать.

Глина должна высохнуть, не давая трещин. Иногда ее предварительно обжигают. Ну, а затем начинается важное священнодействие — шоковая закалка. Заготовку нагревают до нужной температуры, а затем окунают в закалочную ванну, наполненную водой или слоями воды с маслом. Различные добавки к воде или маслу помогают добиться интересных эффектов. Например, если вместо воды использовать настой зеленого чая с конопляным маслом, можно получить двухуровневый хамон — очень красивый объемный эффект. Используются растительные масла или животный жир, растворенный в горячей воде, современные мастера также часто применяют пережженное минеральное моторное масло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Процесс закалки — очень ответственный этап. Несоблюдение тонкостей способно загубить будущий меч. Кузнец работает практически в полной темноте, внимательно наблюдая за тепловыми волнами, буквально гуляющими по клинку после извлечения его из печи. Сергей Лунёв даже открыл «TechInsider» небольшой секрет: «Когда мы только начинали экспериментировать с изготовлением клинков, после закалки они все получались искривленными, причем в одну и ту же сторону. После множества экспериментов наконец выяснилось, в чем дело: пока мастер нес раскаленный клинок к ванне одним из боков вперед, набегающий поток воздуха успевал охладить этот бок на несколько градусов, что приводило к деформации. Теперь наши мастера несут клинки к ванне только плашмя — обухом (мунэ) вперед». По этой же причине в помещении не должно быть никаких сквозняков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заготовку опускают в ванну несколько раз. Клинок при этом испытывает огромные внутренние нагрузки, достигающие десятков тонн. Эти нагрузки изгибают клинок сначала в одну, а потом в другую сторону, в итоге придавая ему знаменитую изогнутую форму — за счет различной закалки лезвия и обуха.

Затем клинку дают отдохнуть — оставляют его в теплом помещении без сквозняков на пару суток. Все это время клинок «дышит», меняя свою кривизну. Потом клинок успокаивается, его подвергают первому испытанию — бьют плашмя по воде или дереву. Если в клинке есть микротрещины, он раскалывается. Если же меч гнется, но не трескается — он правится и отправляется на конечную операцию — полировку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смотрюсь в тебя как в зеркало

Полировка — еще одна отличительная особенность японских мечей. Она занимает столько же времени, сколько все остальные операции вместе взятые. «Финишная шлифовка, она же полировка, она же и заточка, выполняется шестью камнями различной зернистости. Японские мастера делают полировку неделю, мы — две», — говорит Сергей Лунёв. Иногда используются еще две самые тонкие стадии — хадзуи и джизуи. Это тончайшие камни, полировщик кладет их на рисовую бумагу, ломает на мелкие осколки и, прижимая осколки кончиками пальцев, отточенными движениями полирует клинок. Это действие настолько завораживало непосвященных, что даже породило легенду о японских мастерах, полирующих лезвие меча подушечками пальцев.

Полировка японского меча выполняется настолько тщательно, что все геометрические поверхности сопрягаются в единую структуру. В поверхность клинка можно смотреться, как в зеркало, и видеть свои глаза без каких-либо искажений! «Кроме того, в философии дзэн ничто не делается просто так, — смеется Сергей Лунёв, — отполированная поверхность не просто эстетична, но и более прочная и стойкая к коррозии».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После полировки мастера изготавливают под клинок рукоять (цука), ножны (сая), прибор (цуба и остальные металлические части, называемые кошираэ).

Проверка боем

Как же тестируются японские мечи? До XVII века в Японии бушевали междоусобные войны, и проблемы тестирования не существовало: меч, утром полученный владельцем от кузнеца, к вечеру, как правило, уже успевал пару раз побывать в бою. Но эпоха междоусобиц ушла в прошлое, и возникла необходимость проверять мечи каким-нибудь мирным способом. Существует миф, что самураи для тестирования меча зарубали пару-тройку бродяг. Это не имеет ни малейшего отношения к действительности: убийство в Японии было преступлением, которое жестоко каралось (не говоря уже о том, что бродяга мог оказаться странствующим самураем и дать достойный отпор). Тогда и появились первые официальные «тестеры» — кланы Ямано и Ямада — общепризнанные специалисты по тестированию, выполнявшие тамэшигири («пробное разрубание»). Мечи проверялись на преступниках, приговоренных к смерти (причем только на простолюдинах и отверженных), а поскольку мечей было много, а преступников мало, — и на их трупах. Самым легким испытанием было перерубание кисти руки, а самым тяжелым — тазобедренных суставов. О проведении испытания и результатах на хвостовике клинка делалась официальная запись.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В наше время тестирование проводится на специальных рисовых матах, которые в течение суток вымачивают в морской воде, — так они становятся похожими по сопротивлению на человеческую плоть. Маты сворачивают в рулон диаметром 18 см и устанавливают на подставки, а затем перерубают наискосок. «Тут важно не только то, удалось ли перерубить мат, но и то, как ведет себя меч, — рассказал "TechInsider" Федор Алексеевский, главный редактор журнала о японской культуре "Фумото" и мастер тамэшигири. — Вибрация при разрубании отчетливо ощущается в рукоятке, а в некоторых случаях способна даже разрушить клинок. Более тяжелые испытания — перерубание матов прямым ударом. Мне приходилось перерубать одним из мечей "Tetsuge" 40-мм сосновый брус, и меч с успехом выдержал это испытание». Самым же тяжелым испытанием для меча считается прорубание стального шлема. Хотя бывают и более экзотические случаи: в одном из японских пропагандистских фильмов времен Второй мировой самурай перерубает катаной ствол армейского пулемета!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мечи на пенсии

Если в кино японский воин, лихо расправившись с врагами, вкладывает меч в ножны, — знайте, что это не настоящий самурай. После боя настоящий самурай тщательно протирал клинок тряпочкой, смоченной гвоздичным маслом. И дело даже не в эстетике: кровь — чрезвычайно коррозионно-активная жидкость и способна буквально «разъесть» стальной клинок (по этой же причине не стоит трогать клинок руками — пот тоже быстро разъедает сталь). После тестирования, как и после боя, клинок протирается и осматривается кузнецом и мастером-полировщиком.

Но, несмотря на все меры ухода, ржавчина понемногу съедает старые мечи. В Японии не принято дожидаться, пока лучшие катаны работы старых мастеров источатся до конца. Их тщательно полируют и с почетом отправляют «на пенсию», делая официальную запись на хвостовике: «Этот меч славно повоевал, а теперь находится на вечном отдыхе». И это для любого мастера-кузнеца, пожалуй, лучший комплимент его работе. Будут ли с таким же почетом провожать «на пенсию» мечи российской мастерской «Tetsuge»? Лет через триста «TechInsider» обязательно напишет об этом.

Благодарим за помощь в подготовке статьи сотрудников мастерской исторического японского оружия «Tetsuge» Василия Иванова и Сергея Лунёва.

rzine_
rzine_ 16 Января 2011, 10:01
Печально то, что народ сейчас интересуется всем поверхностно, лишь бы соответствовать моде. Купят сувенирку за 3тысячи и считают себя самураями, а элементарных вещей про катаны не знают. А есть спобы отличить дамаск от хорошей подделки, не будучи специалистом?
sanfir1
sanfir1 25 Сентября 2010, 22:09
Всем привет! Мне конечно добавить к комментарием нечего, но вот хотелось бы что бы фотки канаты в разобранном виде были немного побольше.
Артур Келлер
Артур Келлер 10 Апреля 2009, 18:04
Так же эта легенда упоминается в книге "Путь меча". Довольно интересное произведение, если учесть особую форму повествования автора.
Артур Келлер
Артур Келлер 02 Апреля 2009, 21:04
Дмитрий Боюсь, что ТЭН прав насчет вибрирующего клинка. Благодаря этому катана превосходит многие мечи, считаю что и рукоять при этом должна быть особенной.
Mkrt4
Mkrt4 21 Ноября 2014, 18:11
при зонной калке с обмазкой теряется сам контроль над закаливанием, очень часто обмазка просто отлетает , зато когда мы попробовали цементировать с той же обмазкой , о чудо получилось как раз то что нужно, самое хорошее процесс можно повторять и получить тот узор какой хотим
Mkrt4
Mkrt4 21 Ноября 2014, 18:11
так в вашей статье нигде это не показано, наоборот если идёт зонная калка , то описывая процесс с глиной вы вводите в заблуждение, определитесь либо обмазка глиной используется и идёт по технологии местного цементирования, либо зонная калка и это тогда совершенно другой процесс, собственно я не просто так в это влез, мы это повторили , потому и говорю
Mkrt4
Mkrt4 21 Ноября 2014, 06:11
вы считаете что назвать , местную цементацию с последующим закаливанием специальной зонной закалкой не ошибка , как вы сказали это две совершенно разные вещи.
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 20:11
ну так и ваша статья к технологиям имеет крайне малое отношение
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 18:11
Самый секретный и важный этап местная цементация: Мастер обмазывает клинок 6?8-миллиметровым слоем специальной смеси глины, угля и песка. Состав смеси держится в тайне, и это дает пищу для многочисленных легенд. Пальцем или специальным инструментом глину снимают с лезвия, создавая будущий рисунок хамон — линии закалки. Глина должна высохнуть, не давая трещин. Иногда ее предварительно обжигают. Далее идёт процесс твёрдой или газовой цементации я скорее склоняюсь к газовой.Следом закаливание обычное шоковое , можно удалять или не удалять перед этим глиняную оболочку , без разницы , она резкого охлаждения не выдержит , лопнет, ну а следом всё как у вас
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 17:11
и как это происходит, опишите аргументировано сам процесс
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 17:11
нет, я предлагаю глиной предохранять остальную часть заготовки и только во время цементации
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 17:11
имеет и самое прямое отношение, она позволяет сделать местную цементацию, предохраняя от науглероживания остальную часть заготовки
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 17:11
так я это и имел в виду, допустим мы имеем однородную заготовку с низким содержанием углерода , обмазываем глиной чтобы сохранить тело меча мягким , с лезвия убираем глину и получаем науглероживание (цементацию) исключительно лезвия древесный уголь как раз позволяет всё это получить, или другая ситуация мы имеем заготовку из разных сталей , для чего дополнительно науглероживать , мы уже получили необходимое сочетание , зонная калку тут уже просто не нужна.
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 17:11
древесный уголь не даёт достаточной температуры для выплавки стали, кстати у вашего же Баженова описано" Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска: из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ, не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ." То есть низкоуглеродистая заготовка присутствует, но остаётся вопрос, для чего тогда вся эта маета с зонной калкой если клинок уже сформирован при ковке?
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 16:11
как глина помогала при "специальной зонной закалке" я хотя бы наличие глины при цементации объяснить могу, , как при отсутствии каменного угля умудрялись получать углеродистые стали?
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 14:11
собственно и вы не аргументировано, в прочем не в первый раз, примеси выбиваются не при закалке, если уж не понятно, то хоть не перевирайте, в вашей статье наносится глина для зонной калки, каким образом производится калка метала с низким содержанием углерода у вас не описано.
Mkrt4
Mkrt4 20 Ноября 2014, 11:11
Заготовка закаливается чтобы выбить из неё примеси вредные для изготовления меча. Тот самый секретный и сложный процесс что у вас описан , не закалка, а цементация, глина наносится чтобы оставить основное тело меча и обух низкоуглеродистым , по этой технологии заготовка получается скорее железом чем сталью, в ней мало углерода . Да и вообще эта технология обусловлена отсутствием на территории Японии нормальных руд железа и залежей каменного угля, у вас описан просто уголь, на деле же это именно древесный , с аргументами вы и сами лукавите, насколько мне известно , только один мастер описал описал технологию изготовления меча , да и то не полностью , способ получения болотного железа описан вот тут: [<a href='http://voprosik.net/metallurgiya-drevnej-rusi/' target='_blank'>ссылка</a>] , а всё остальное вытекает из этого , самое интересное что из этого выходит что неплохие заготовки могут выйти из низкоуглеродистого проката, но тут необходимы исследования .
Mkrt4
Mkrt4 19 Ноября 2014, 08:11
ну Дмитрий , зачем говорить о вещах о которых предельно мало знаете?