От редактора

Пару лет назад Джастин Раттнер, вице-президент и технический директор компании Intel, пообещал, что к 2050 году вычислительная мощность компьютера превысит возможности человеческого мозга. Неделю назад мне посчастливилось лично спросить у Джастина, сохранил ли он свой оптимизм. «Я бы и сегодня мог найти мозг, удовлетворяющий данному условию»,– отшутился маститый ученый.
Сергей Апресов
Сергей Апресов
От редактора

Джастин Раттнер заведует исследовательскими центрами Intel, рассыпанными по всему миру. Под его руководством совершаются первые шаги к освоению беспроводной передачи электропитания, созданию материи с программируемой формой на основе модульных микророботов. Это революционные технологии, которые в будущем изменят нашу жизнь. Такие люди, как правило, избегают долгосрочных прогнозов, если только доказательство их правоты не прячется в какой-нибудь секретной лаборатории уже сегодня. По его собственному признанию, с эффектным заявлением относительно разумного компьютера 2050 Джастин выступил в честь 40-летия Intel — и тут же прослыл главным фантастом от науки. Однако отказываться от своих слов не к лицу серьезному ученому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот так мы получили уникальную возможность, о которой давно мечтали: задать одному из лучших умов планеты вопрос из области фантастики. Только с Раттнером можно было поговорить о том, будет ли умный робот будущего обладать самосознанием, считать себя личностью и полноценным членом общества, наконец, требовать для себя соответствующих прав и свобод. Поразмыслив с минуту, ученый предположил, что машины будущего смогут общаться между собой и с людьми вполне «по-человечески». Однако действовать они будут только от имени хозяина и в его интересах. Хозяин станет центром системы ценностей роботов. Их сознание не будет основано на непременном, инстинктивном человеческом эгоизме.

И вот тут я позволю себе не согласиться с могучим провидцем Intel. Джастин позабыл (или умолчал) о другом столпе человеческой личности — одиночестве. Человек издревле не гнушался задушевных бесед с домашними животными, тотемными столбами и собственным отражением в зеркале. Потом появились электронные собачки Aibo и японские тамагочи. Едва научившись программировать, человек соорудил чат-бота — электронного собеседника. Сегодня в интернете мы куда чаще ищем общения, чем информации. Вне всяких сомнений, как только роботы станут достаточно умными, человек сам вдохнет в них человечность. И обучит эгоизму по своему образу и подобию. Просто чтобы было с кем поговорить по душам.