Лучшее письмо месяца:
Письма читателей: самое удачное в этом месяце

Фраза «просто колеса» в статье «Убийца номер один» («ПМ» № 3'2013) не могла оставить меня равнодушным. Да, многое из того, что есть на автомобиле, можно встретить и в колесах, и в тормозах самолета. Но в автомобилях не применяется автоматическое торможение, как в самолете, когда нажатием кнопки перед посадкой пилот задает необходимое, по его мнению, замедление на посадке. А ведь есть еще и специальный режим — кнопку нажимают перед взлетом, и если пилот по какой-то причине прерывает взлет (ситуация так и называется — «прерванный взлет»), то ему не надо жать на педали — самолет остановится сам.
В этом случае всем лучше быть пристегнутыми: торможение очень интенсивное. Плюс могут быть установлены вентиляторы для охлаждения тормозов колес — ведь время простоя в аэропорту дорого. Еще в колесах обязательно должны стоять термопробки, которые выплавятся при высокой температуре колеса и предохранят его от взрыва. На самолетах есть даже стояночный тормоз! Кстати, обжатие опор шасси должно быть не единственным способом узнать, где находится самолет. Один из этих способов — скорость колес и их ускорение: если они больше определенной величины, то считается, что самолет находится на земле. То есть в авиации справедливо любят дублировать как агрегаты, так и методы.
Николай Масленников
Под другим наклоном
Автор письма «Под наклоном», опубликованного в № 4'2013, допустил неточность, которая может ввести в заблуждение некоторых читателей. Действительно, строительство 138-метрового высотного здания у Красных Ворот было сопряжено с некоторыми сложностями, которые подтолкнули инженеров на принятие оригинального решения — начать строить башню накрененной. Но связано это было не со строительством метро.
К моменту возведения высотки станция метро «Красные Ворота» уже вовсю функционировала, так как была открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская», а также успела получить в 1938 году на Международной всемирной ярмарке в Париже Гран-при и пережить Великую Отечественную войну в качестве командного пункта руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения. А вот строительство северного вестибюля станции, который был открыт 31 июля 1954 года, сопряженное с прокладкой двух наклонных туннелей под будущие эскалаторные наклоны, и подтолкнуло строителей на этот неординарный ход.
Алексей Раскутин
Нет места для оружия
В статье «В девять раз быстрее звука» («ПМ» № 4'2013) бросилось в глаза несоответствие — в аннотации написано, что Lockheed SR-71 является стратегическим бомбардировщиком. «Черные дрозды» — чисто разведывательные машины, в них нет места под бомбы и ракеты, почти весь фюзеляж занят огромными топливными баками. Из-за стелс-технологии SR-71 получился таким сплющенным, что, учитывая толщину стенок жаропрочного корпуса, внутри осталось совсем мало места. Поэтому SR-71 длиннее своего предшественника А-12 — ради увеличения объема топливных баков.
Денис Политрук
Над, а не под!
В статье «Инопланетная аэродинамика» («ПМ» № 3'2013) говорится об эффекте Коанда (обтекании реактивной струей верхней поверхности крыла). В этом контексте упомянут самолет С-17 Globemaster III и дана его фотография. Интересно, о каком эффекте Коанда можно говорить применительно к С-17, у которого все четыре двигателя расположены на пилонах под крылом? В действительности данный эффект был изучен «вживую» на двух самолетах — YC-14 и Ан-72, последний был даже запущен в серию и за характерный облик был прозван «Чебурашкой».