Скандалы и интриги, связанные со звездами и публичными персонами, происходят регулярно. Часто в контексте таких новостей фигурирует именно этот термин.
Попытки скрыть правду: что такое эффект Стрейзанд

Что такое эффект Стрейзанд и почему он так называется
Эффектом Стрейзанд называют ситуацию, когда попытки человека или группы человек скрыть или подавить информацию приводят к тому, что к ней привлекается только больше внимания.
Сам термин появился в 2005 году после того, как певица и актриса Барбара Стрейзанд в 2003 году подала иск на 50 миллионов долларов к фотографу Кеннету Адельману. Мужчина собрал из своих снимков онлайн-базу для ученых со снимками эрозии калифорнийского побережья. На одну из фотографий попал особняк Стрейзанд в Малибу — именно это стало причиной иска.

Беспокойство Барбары Стрейзанд о своей частной жизни было вполне обоснованным — имея неприятный опыт преследования, она желала скрыться от глаз назойливых фанатов и недоброжелателей. Однако в этом случае попытки решить проблему привели к обратному эффекту. В итоге актриса проиграла иск и была вынуждена оплатить судебные издержки Адельмана.
Факторы, из-за которых появляется эффект Стрейзанд
Эффект Стрейзанд — интересное явление, которому способствуют психологические факторы. Когда люди замечают, что публичная личность пытается прятать или цензурировать информацию, появляется большее желание узнать, чем так сладок «запретный плод». Причина такому поведению просто — банальный человеческий инстинкт искать ограниченные знания, чтобы закрыть свою потребность в информировании.
И хотя с эффектом Стрейзанд люди сталкивались с давних пор, развитие интернета, в особенности социальных сетей, только усилили это явление. Онлайн-сообщества способствуют быстрому распространению контента и позволяют информации становиться вирусной. Учитывая, что самое большое количество трафика приходит на информацию, которая должна была остаться секретной, — именно такой контент стараются распространять администраторы подобных платформ.

Реальные примеры эффекта Стрейзанд
Конечно, ситуация с Барбарой Стрейзанд не была первым примером эффекта — подобное происходило еще до этого случая, просто не имело названия. С того момента, как у явления появилось четкое название, случаи его проявления стали фиксироваться все чаще.
- Так, в 2009 году нефтяная компания Trafigura помешала газете The Guardian раскрыть подробности из отчета о сбросе токсичных отходов на побережье Кот-д'Ивуар. После того, как издание публично заявило, что не может ответить на парламентский вопрос о свалке из-за ответа компании, люди стали искать детали в социальных сетях, собственноручно раскрывать дело и публиковать всю найденную информацию в тематических сообществах. Как результат — компанию Trafigura обязали выплатить деньги жителям Кот-д'Ивуар, заболевшим из-за свалки.
- В 2012 году Верховный суд Великобритании призвал пятерых провайдеров заблокировать сайт The Pirate Bay, на котором размещали пиратские фильмы, телепередачи, музыка и игры. Однако такой категоричный запрет привел только к повышению внимания со стороны пользователей. Так, после публикации новости в СМИ сайт получил более 12 миллионов новых посетителей

- В 2013 году Бейонсе выступала в перерыве шоу на Суперкубке. После события издание Buzzfeed опубликовало несколько неудачных фотографий певицы. Вскоре Бейонсе попросила медиа удалить из интернета снимки, однако в ответ на просьбу журналисты выпустили отдельную статью с заголовком «Нелестные фотографии, которыепублицист Бейонсе не хочет, чтобы вы видели». Конечно, пользователи сети не смогли пройти мимо такой публикации и разобрали картинки на самые разные мемы.