Почему у многих античных статуй нет носа

Многие статуи, сохранившиеся на протяжении тысячелетий, включая греческие, египетские и римские работы, не сохранились до наших дней в первозданном виде: у многих из них фактически отсутствуют носы. И это распространенная проблема!
Екатерина Бельчикова
Екатерина Бельчикова
Редактор TechInsider
Почему у многих античных статуй нет носа
Unsplash
Давайте разбираться, что же тут происходит!

Но куда делись носы всех этих статуй? Есть несколько причин, которые могут объяснить это уродство!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дурная репутация

Одна из причин этого кроется в распространенном в древности убеждении, что нанести ущерб образу человека — значит нанести ущерб и ему самому. Это вошло в практику в Древнем Риме, где осквернение и разрушение статуй было связано с репутацией людей, воплощенных в этих артефактах.

«Удаление» носов также было связано с реальным наказанием за нанесение увечий лицу, которое также существовало в те века и продолжалось во времена Византийской империи.

Пресечение сверхъестественного

старые статуи
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть еще одна причина «иконоборчества» в отношении носов, которая выходит за рамки отношения к людям в физическом мире: вера в связь между физической формой статуи и тем, кого она изображает, распространилась не только на людей, но и на статуи богов. Некоторые цивилизации прошлого, включая Древний Египет, верили, что души могут обитать в статуях и что поэтому можно общаться с богами с помощью их изображений.

Таким образом, обезображивание статуи иногда может быть суеверным актом, направленным на то, чтобы остановить или помешать присутствию божества или сверхъестественного существа. Люди уделяли особое внимание носу из-за того, насколько важен этот орган для процесса жизнедеятельности; в конце концов, носы играют важную роль в том, как люди дышат. Поэтому удаление носа рассматривалось как способ убить дух, который, как считалось, олицетворяла статуя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кое-что еще

В XIX веке был период, когда некоторые музеи пытались восстановить утраченные носы, добавив к этим статуям новые — в копенгагенской Глиптотеке хранится более 100 таких гипсовых носов, которые когда-то использовались для художественной коррекции.

статуя из гипса
Unsplash

Косметический ремонт был частично произведен из-за того, что финансовая ценность статуи в этот период возрастала по мере того, как она становилась более совершенной. Таким образом, у людей появилась дополнительная мотивация добавлять искусственные носы к нецелым лицам.

Однако к XX веку культурные предпочтения вернулись к представлению этих скульптур в том виде, в каком они были в древности. Сегодня вы скорее увидите статую без носа, чем статую с фальшивым носом.