Почему Плутон перестали считать планетой и где находится девятая планета Солнечной системы

До 2006 года Плутон считался полноценной планетой Солнечной системы. Однако сегодня количество планет официально равно восьми. Почему разжаловали Плутон, и есть ли в нашей системе девятая планета?
Почему Плутон перестали считать планетой и где находится девятая планета Солнечной системы

76 лет считалось, что в Солнечной системе девять планет. Но с 2006 года их оказалось восемь. Что же случилось? И есть ли в нашей системе настоящая девятая планета?

Плутон был открыт в 1930 году астрономом Клайдом Томбо. Наличие планеты с такой орбитой предполагали еще в XIX веке, но наблюдать его удалось лишь в начале следующего столетия. Название планеты было дано по имени древнеримского бога подземного царства. Спутник Плутона, обнаруженный позже, получил название Харон — в честь перевозчика душ.

Плутон считался девятой планетой нашей звездной системы с момента открытия и до 2006 года. Лишить Плутон статуса планеты было решено после обнаружения нескольких небесных тел, сравнимых с ним по размерам — Цереры и Эриды. Так как Церера и Эрида не обладали всеми признаками настоящих планет, например, не могли очистить свою орбиту от других небесных тел, их было решено отнести к разряду карликовых планет.

Однако, у Плутона есть атмосфера и даже спутник Харон. Из-за этих двух признаков астрономы долго не решались лишить его статуса девятой планеты. К этому моменту астрономы начали открывать экзопланеты, поэтому ученым потребовалось дать четкое определение этого небесного тела. Ученые выделили три основных признака этих объектов: планета должна вращаться вокруг звезды, не являться спутником, быть достаточно массивной, чтобы приобрести форму, близкую к сферической, суметь очистить свои окрестности от других объектов, а также быть самым массивным телом в своем окружении.

По последним критериям Плутон и не прошел в разряд планет — его масса составляет всего 7% от массы объектов пояса Койпера, где он находится. Это слишком мало, чтобы считать Плутон полноценной планетой. Однако, возможно, в нашей системе действительно есть девятый объект, который удовлетворяет всем этим параметрам. Обнаружить его пока не удалось, но анализ движения планет в нашей Солнечной системе показывает, что в современных моделях не достает какой-то гравитационной силы.

Одна из теорий гласит, что эту гравитационную силу создает девятая планета, имеющая период обращения вокруг Солнца около 15 тысяч лет. Пока вокруг этой теории ведутся жаркие споры. В качестве альтернативного объяснения гравитационной аномалии предлагают даже черную дыру, но такой вариант кажется маловероятным. Другое объяснение состоит в том, что у астрономов просто мало наблюдательных данных, а отклонения орбит транснептуновых объектов можно объяснить и без введения девятой планеты.

Сергей Цибульский
Сергей Цибульский 08 Апреля 2021, 15:41
> Лишить Плутон статуса планеты было решено после обнаружения нескольких небесных тел, сравнимых с ним по размерам — Цереры и Эриды. Так как Церера и Эрида не обладали всеми признаками настоящих планет... Это не так. Церера была открыта намного раньше Плутона, ещё в XIX веке. Это самый крупный объект Пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера. До 2006 года её называли астероидом. Когда выяснилось, что в районе орбиты Плутона обращается много других сравнимых с ним тел, пришлось конкретизировать опоеделение планеты и внести в него те самые «признаки настоящих планет», которым Плутон не соответствует. Ну а так же заодно ввели новую категорию «карликовая планета», в которую из планет разжаловали Плутон, а из астероидов подняли Цереру (поскольку она в отличие от остальных астероидов способна поддерживать сферическую форму).
Петр Плеханов
Петр Плеханов 27 Декабря 2020, 21:21
Петр Пплеханов астроном исследвательмалых тел. Плутон по природе объект пояса Койпера, Ему ошибочно был присвоен статус девятой планеты. Плутон и сегодня носит ошибочный статус карликовая планета. Планета - это особый класс небесных тел. Орбита планеты не пересеканет орбиту другой планеты.
Загрузка статьи...