Почему Плутон больше не считается планетой и кто придумал ему название: интересные факты

До 2006 года Плутон считался полноценной планетой Солнечной системы. Однако сегодня количество планет официально равно восьми. Почему разжаловали Плутон и есть ли в нашей системе девятая планета?

76 лет считалось, что в Солнечной системе девять планет. Но с 2006 года их оказалось восемь. Что же случилось? И есть ли в нашей системе настоящая девятая планета?

Плутон был открыт в 1930 году астрономом Клайдом Томбо. Наличие планеты с такой орбитой предполагали еще в XIX веке, но наблюдать его удалось лишь в начале следующего столетия. Название планеты было дано по имени древнеримского бога подземного царства. Спутник Плутона, обнаруженный позже, получил название Харон — в честь перевозчика душ.

Плутон считался девятой планетой нашей звездной системы с момента открытия и до 2006 года. Лишить Плутон статуса планеты было решено после обнаружения нескольких небесных тел, сравнимых с ним по размерам — Цереры и Эриды. Так как Церера и Эрида не обладали всеми признаками настоящих планет, например, не могли очистить свою орбиту от других небесных тел, их было решено отнести к разряду карликовых планет.

Однако, у Плутона есть атмосфера и даже спутник Харон. Из-за этих двух признаков астрономы долго не решались лишить его статуса девятой планеты. К этому моменту астрономы начали открывать экзопланеты, поэтому ученым потребовалось дать четкое определение этого небесного тела. Ученые выделили три основных признака этих объектов: планета должна вращаться вокруг звезды, не являться спутником, быть достаточно массивной, чтобы приобрести форму, близкую к сферической, суметь очистить свои окрестности от других объектов, а также быть самым массивным телом в своем окружении.

По последним критериям Плутон и не прошел в разряд планет — его масса составляет всего 7% от массы объектов пояса Койпера, где он находится. Это слишком мало, чтобы считать Плутон полноценной планетой. Однако, возможно, в нашей системе действительно есть девятый объект, который удовлетворяет всем этим параметрам. Обнаружить его пока не удалось, но анализ движения планет в нашей Солнечной системе показывает, что в современных моделях не достает какой-то гравитационной силы.

Одна из теорий гласит, что эту гравитационную силу создает девятая планета, имеющая период обращения вокруг Солнца около 15 тысяч лет. Пока вокруг этой теории ведутся жаркие споры. В качестве альтернативного объяснения гравитационной аномалии предлагают даже черную дыру, но такой вариант кажется маловероятным. Другое объяснение состоит в том, что у астрономов просто мало наблюдательных данных, а отклонения орбит транснептуновых объектов можно объяснить и без введения девятой планеты.

Интересные факты о Плутоне

• Плутон был найден в процессе поиска планеты X

В момент, когда Томбо открыл Плутон в обсерватории Лоуэлла, он не искал какую-то конкретную планету. Ученый занимался поисками планеты Х – предполагаемого неизвестного космического тела, которое активно влияет на орбиту Урана. В своем исследовании астроном применял блинк-компаратор – прибор, с помощью которого можно сравнивать две фотографии одного и того же участка неба. Он был нужен для того, чтобы определить и заметить сместившиеся объекты, которые соответствуют еще не открытым планетам.

• Плутон могли открыть на несколько лет раньше

Magazine Фотография Плутона, которую Эдвард Барнардом сделал в 1909 году.
Smithsonian

На самом деле, эта история не уникальна, подобные факты можно привести о многих небесных телах. Первый раз Плутон был зафиксирован на снимке Эдварда Барнарда еще в 1909 году – на 21 год раньше Томбо. Однако Эдвард изучал комету Галлея и не занимался поиском планет. Из-за этого у ученого просто не было возможности понять, что небольшая точка на снимке – это не очередная звезда, а целая неоткрытая планета.

А вот коллеги Томбо из обсерватории Лоуэлла искали планету целенаправленно и в 1915 году даже два раза сфотографировали участок неба, на котором находился в тот момент Плутон. Однако ученым не повезло – на первом снимке изображение Плутона наложилось на звезду, а на втором – попало на дефект пластинки. Поэтому возможное открытие не состоялось и «перенеслось» на целых 15 лет.

• Название «Плутон» придумала маленькая девочка

Когда планету только открыли, учеными было предложено большое количество вариантов того, как ее назвать. Например, среди названий были имена Зевс, Минерв, Кронов или Персиваль. Последний – в честь Персиваля Лоуэлла, основателя обсерватории и спонсора поисков планеты.

Однако конечным вариантом было выбрано предложение 11-летней девочки Венеции Берни. Дедушка спросил у нее, как бы Венеция назвала новую планету. Она ответила, что из-за того, что планета далекая и холодная, ей бы подошло название Плутон, в честь бога подземного царства. Мужчина передал это название своему знакомому профессору астрономии, и по итогу за вариант «Плутон» проголосовали все сотрудники обсерватории Лоуэлла, участвующие в опросе.

• Плутон сумели обнаружить из-за ошибки в расчетах

Из-за того, что многие десятилетия ученые не могли увидеть диск Плутона даже через мощные телескопы, считалось, что своей массой он похож на Землю и обладает очень темной поверхностью, не отражающей свет. Эту ошибку опроверг американский астрофизик Джеймс Кристи. В 1978 году он обнаружил спутник Плутона. Благодаря этому открытию, исследователи смогли вычислить массу Плутона, которая оказалась в 500 раз меньше массы Земли. Из этого сделали вывод, что Плутон никак не мог влиять на Уран. Позже, когда зонд Voyager 2 смог точно рассчитать массу Нептуна, астрономы обнаружили, что изначально ее определили с погрешностью. В итоге оказалось, что ученые изначально искали совсем другую планету, которой на самом деле никогда не существовало. Получилось так, что открытие Плутона – счастливая случайность, к которой привели ошибочные расчеты.

• Бывает, что Плутон приближается к Солнцу сильнее, чем Нептун

Орбита Плутона абсолютно не похожа на орбиты других планет Солнечной системы. Дело в том, что у Плутона значительно больший эксцентриситет и наклон к плоскости эклиптики. В афелии карликовая планета удаляется от Солнца на 7,3 миллиарда километров, а в перигелии приближается к звезде на 4,4 миллиарда километров. В результате таких виткой расстояние между Плутоном и Солнцем становится меньше, чем расстояние между Солнцем и Нептуном. Такое происходит нечасто – последний раз похожее случалось с 1979 по 1999 год, а в следующий раз произойдет только с 2227 по 2247 годы.

• На Плутоне побывал только один космический аппарат

С момента открытия планеты на Плутоне пока что побывал только один космический аппарат – зонд New Horizons. Его отправили в космос в январе 2006 года, а на Плутоне он оказался только в июле 2015 года. Интересно, что когда зонд только запускали, Плутон еще считался планетой.

• Размер Плутона меньше размера Луны

Это смогли определить после того, как до Плутона добрался зонд New Horizons. Диаметр карликовой планеты – 2380 км, а площадь его поверхности 17,7 млн км. В то время как диаметр спутника Земли – 3480 км. Так, получается, что Плутон значительно меньше Луны.

• На Плутоне голубое небо

У Плутона есть собственная атмосфера, несмотря на то, что размер и масса карликовой планеты совсем небольшие. Его атмосфера очень разрежена и состоит в основном из азота и метана – газов, которые испаряются из поверхностного льда. Из-за влияния лучей солнца там образовываются более сложные соединения, из которых формируется голубая дымка, достигающая высоты 200 километров.

Так как в афелии Плутону достается в 2,8 раза меньше солнечного света, чем в перигелии, на протяжении года давление у его поверхности сильно изменяется. Этот процесс еще не изучен исследователями до конца. Одни астронавты утверждают, что вся газовая оболочка карликовой планеты вымерзает и выпадает на поверхность. Другие говорят, что на Плутоне все-таки остается часть атмосферы.

• Главная достопримечательность Плутона – его «сердце»

У карликовой планеты есть огромный регион, по форме напоминающий рисунок «сердечка». Эта область Плутона называется Томбо и достигает диаметра в 1600 км. Западная часть этого «сердца» называется «равнина Спутника». Считается, что «сердце» Плутона – одно из самых удивительных образований во всей Солнечной системе. Ученые считают, что этот регион – огромный ударный кратер, который с годами наполнился замерзшими газами из атмосферы планеты.

• У Плутона целых пять спутников

Сейчас известно о пяти спутниках Плутона, изученых астрономами. Самый большой из них – Харон, диаметром 1200 км. Другие спутники – это достаточно небольшие ледяные небесные тела неправильных форм. Ученые заявляют, что это обломки, которые остались еще с древних времен после одного из столкновений.

Изображение Плутона со своими спутниками: Хароном, Никтой и Гидрой.
  • Есть мнение, что Плутон и Харон – двойная система

Так как масса Харона в восемь раз меньше массы Плутона (а это по космическим меркам совсем мало), их совместный центр тяжести находится вне поверхности Плутона. Из-за этого карликовая планета со своим спутником обращаются вокруг одной и той же точки в пространстве. Кроме того, Плутон и Харон все время повернуты друг к другу одной стороной. Тела находятся очень близко друг к другу, расстояние между ними всего 19,5 тысяч километров – это в 20 раз меньше расстояния между Землей и ее спутником Луной. Именно поэтому некоторые ученые заявляют, что Плутон и Харон – не основное тело и спутник, а двойная или бинарная система.

Сергей Цибульский
Сергей Цибульский 08 Апреля 2021, 15:41
> Лишить Плутон статуса планеты было решено после обнаружения нескольких небесных тел, сравнимых с ним по размерам — Цереры и Эриды. Так как Церера и Эрида не обладали всеми признаками настоящих планет... Это не так. Церера была открыта намного раньше Плутона, ещё в XIX веке. Это самый крупный объект Пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера. До 2006 года её называли астероидом. Когда выяснилось, что в районе орбиты Плутона обращается много других сравнимых с ним тел, пришлось конкретизировать опоеделение планеты и внести в него те самые «признаки настоящих планет», которым Плутон не соответствует. Ну а так же заодно ввели новую категорию «карликовая планета», в которую из планет разжаловали Плутон, а из астероидов подняли Цереру (поскольку она в отличие от остальных астероидов способна поддерживать сферическую форму).
Петр Плеханов
Петр Плеханов 27 Декабря 2020, 21:21
Петр Пплеханов астроном исследвательмалых тел. Плутон по природе объект пояса Койпера, Ему ошибочно был присвоен статус девятой планеты. Плутон и сегодня носит ошибочный статус карликовая планета. Планета - это особый класс небесных тел. Орбита планеты не пересеканет орбиту другой планеты.