Смогут ли вернуться сверхзвуковые пассажирские перевозки

United Airlines объявила, что закупит до 50 сверхзвуковых самолетов Boom Overture для коммерческого использования к 2029 году. Почему компания решила сделать это именно сейчас, и сможет ли возродиться область сверхзвуковых гражданских авиаперелетов?
Смогут ли вернуться сверхзвуковые пассажирские перевозки
Abaca Press/Alamy

В прошлом веке уже делались попытки сделать устойчивые коммерческие перелеты на дальние расстояния на сверхзвуковых лайнерах. Тогда отказаться от них пришлось по ряду причин, но теперь США планирует возродить такие рейсы. Получится ли у них?

Сверхзвуковые самолеты способны, например, в два раза сократить время, необходимое для полета из Нью-Йорка в Лондон — с 7 до 3,5 часов. Однако, от таких лайнеров отказались после последнего полета Конкорда в 2003 году. Конкорд стал финансово неработоспособным после крушения в 2000 году. Отказаться от использования сверхзвукового самолета решили также по причине очень высоких цен на билеты, высокого расхода топлива и стоимости техобслуживания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из ключевых недостатков Конкорда был двигатель, который «съедал» очень много топлива. Колорадская компания Boom, скорее всего, будет использовать в своих самолетах Overture турбореактивный или турбовентиляторный двигатель. Первый создает тягу по большей части за счет выброса потока газов от сгорания топлива турбиной. Второй создает большую часть тяги за счет работы лопастей, прогоняющих воздух через турбины и увеличивающих его скорость.

Из-за шума, который производят сверхзвуковые самолеты, им не разрешено летать над сушей. Но эти ограничения могут быть сняты при усовершенствовании аэродинамического дизайна. Например, исследователи NASA в рамках программы X-59 QueSST надеются так оптимизировать форму планера, чтобы значительно снизить силу наземных звуковых ударов — со 105 децибел Конкорда до хотя бы 75 децибел.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компания Boom настроена оптимистично и верит, что сможет преодолеть проблемы топливной эффективности к тому времени, когда ее самолет начнет перевозить пассажиров — в 2029 году. Цены на билеты, похоже, будут высокими — примерно 360 000 рублей (4900 долларов) за место на рейс Нью-Йорк-Лондон. Но стоит заметить, что места на аналогичном направлении в 1996 году на Конкорд стоили в нынешних цифрах в два раза дороже.

Это означает, что, как и Конкорд, Overture нацелена на рынок роскоши — вне досягаемости даже для пассажиров бизнес-класса. Скорее всего, рейсом будут пользоваться бизнесмены и политики, обычно путешествующие на частном самолете. В отличие даже от самого современного коммерческого лайнера, самолеты Boom смогут сэкономить огромное количество времени, которое можно потратить на ведение дел или семью.