Как научить детей пользоваться интернетом для учебы

В период всеобщей самоизоляции школы перешли на дистанционный формат обучения, и интернет стал единственным лучшим другом всех детей. Но как учителям и родителям проследить, что ребенок действительно ищет необходимую информацию, а не всякую ерунду и не тупо слоняется по сайтам в надежде найти ответ. Вот три совета, которые помогут взрослым научить, а детям научиться.
Как научить детей пользоваться интернетом для учебы

Дети считают себя опытными юзерами интернета и не пускают родителей на «свою территорию». Как ни странно, взрослые чаще находят то, что им необходимо, поэтому могут помочь подрастающему поколению не теряться в информационном потоке

Некоторые исследования показывают, что учителя не предоставляют детям инструкций, как правильно искать информацию в интернете, чаще наоборот, они просят вообще исключить его и воспользоваться книгой. Из-за чего у детей появляются проблемы с анализом и структуризацией того, что они читают, а некоторые и вовсе путаются в ссылках и сайтах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объясните, как работает поисковик

Поиск — это самый важный инструмент, хотя его часто задвигают на задний план. Преподаватель Университета Тасмании Рене Моррисон советует родителям и учителям провести занятия, пояснив детям сам процесс поиска. Эти знания помогут ребенку разобраться, что писать в поисковой строке, как пользоваться подсказками и т.д.

Исследователи из Квинсленда (Австралия) попросили студентов отсортировать 12 карточек с картинками из трех «очевидных» категорий — животные, транспорт, страны. Студенты, конечно, в момент справились с заданием, сделав три ровные стопки. Затем ученые попросили найти другие варианты сортировки, какие Google составляет ежесекундно. Исследователи показали пример, вынув кенгуру из «животных» и положив рядом с Австралией. Это исследование объясняет, почему важно четко указывать то, что хочется найти, помогая поисковику отсортировать от 12 до 200 миллионов «карточек».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Научите выбирать информацию

Порой задания учителей не оставляют школьникам выбора — они идут в Google, пишут необходимое слово и читают значение. Конечно, замечательно, что у человека в кармане сегодня самая большая энциклопедия, по пассивное обучение — «нашел-прочитал» — не развивает мышление и тормозит навыки работы с информацией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Моррисон предлагает детям поиграться с доменами («.ru», «.com», «ua») и попробовать найти тот же сайт на другом языке, сравнив с помощью переводчика написанное на странице. Такое упражнение, кстати, развивает навыки чтения, ребенок сможет исправлять за переводчиком ломаные предложения. Также можно попросить школьника найти информацию за условный 1995 год и сравнить ее со свежей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немаловажно научить ребенка отсеивать ложный факты. Для этого предложите ему выбрать сайты с самой противоречивой информацией и описать, почему он их выбрал.

Попробуйте разобраться в количестве возвращаемых поисковой системой результатов. Это количество поможет точно определить качество запроса и сделать поиск эффективнее. Ведь чем больше поисковик предлагает вариантов, тем сложнее искать ту самую «карточку». Вместе с ребенком можно контролировать количество возвращаемых результатов, чтобы научить его точно формулировать свой запрос. Студенты рассказали, чем больше результатов предлагает поисковик, тем сложнее сосредоточиться на самой интересной и важной информации.

Показывайте пример

Родители сообщают, что дети считают себя куда более опытными юзерами интернета и не хотят принимать помощь от взрослых. Хотя согласитесь, многим родителям и учителям тоже нужно поучиться и узнать, как работает поисковик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Преподаватель Рене Моррисон провела исследование, в ходе которого поверила концепцию «цифрового разрыва поколений» среди родителей и детей. Оказалось, что, несмотря на хорошие навыки владения компьютером и интернетом, младшее поколение чаще теряется среди большого количества сайтов из-за некорректного запроса. Взрослые куда чаще находят то, что им нужно. Международное исследование компьютерной и информационной грамотности 2018 года показало, что ученики тех учителей, которые сами уделяют внимание осознанному поиску, легче находят образовательный контент и усваивают его.