Письма читателей: За самые интересные – призы

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лучшее письмо месяца

Константин Титов: «Донные неконтактные мины "("ПМ", № 3'2008) были и в СССР. Более того, мы их и придумали! Впервые идея такой мины была предложена Морскому техническому комитету в 1909 году студентом (!) Императорского Московского училища И.А. Авериным. Идею тогда не оценили. Первые советские образцы появились в 1932 году — индукционные донные мины "БИД" и "Ремин". В 1939-м была принята на вооружение донная мина "Мираб", предусматривающая возможность постановки с самолета. Но не все было гладко. Руководство ВМФ СССР перед войной недооценивало важность этого вида оружия, за что вскоре пришлось заплатить. В связи с подрывами наших кораблей на немецких донных минах была поставлена задача изучить устройство мин противника, чтобы в дальнейшем выработать способы и меры противодействия. И вот уже 4 июля 1941 года на Черном море минеры М.И. Иванов и Н.Д. Квасов разоружили первую немецкую донную мину. Изучение устройства донных мин противника позволило не только создать методы борьбы с ними, но и усовершенствовать (по сути — создать заново) свое оружие. В 1942 году принимаются на вооружение авиационные донные мины АМД-1−500 и АМД-1−1000 с двухимпульсным индукционным взрывателем. За их разработку создатели были удостоены Сталинской премии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Длинные и тяжелые

Александр Лукашов: Цифры, указанные в статье о «магистралях Третьего рейха» («ПМ», № 3'2008) слишком занижены даже для РЖД, не говоря уже о дорогах США и Австралии. В России средняя масса грузового поезда составляет около 4500 т. Длина груженого поезда при длине условного вагона 15 м и состава в 70 вагонов будет равна 1050 м плюс двухсекционный локомотив грузового движения (в среднем 34 м), длина порожних составов при 100 вагонах — до 1,5 км. В то же время на Западно-сибирской ЖД уже несколько лет успешно применяется система тяжеловесных поездов — составов массой 9000 т («девятитысячников»), и это не предел. Существуют и поезда-супертяжеловесы с массой до 16 000 т. Самый же тяжелый состав в России был пропущен по 300-км участку в 1986 году — масса грузового состава составила 43 407 т, длина — 6,5 км. Такие тяжелые составы не могут идти под тягой одного локомотива — для соединенных поездов применяется система «Консул», позволяющая объединить усилия нескольких локомотивов. Локомотивы в таких поездах ставятся в голове состава, середине и хвосте (либо последней трети).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ножи остры

Дмитрий Лемешев: У меня несколько дополнений к статье «Ножи, которые можно разбить» («ПМ», № 3'2008). Кстати, сокращение YTZAP означает не мифический «иттриевый поликристаллический оксид титана-циркония-алюминия», а вполне обыкновенный Yttria stabilized Tetragonal Zirconia Alumina Polycrystalline (стабилизированный иттрием поликристаллический тетрагональный диоксид циркония с оксидом алюминия). А вот значение фразы «...спекаются под давлением при температуре 1400−1500°C методом экструзии» мы пытались разгадать всем коллективом нашей кафедры. По-видимому, случилась досадная оплошность, и «метод экструзии» уехал от «формуется на прессе». Наша кафедра имеет богатый опыт изготовления керамических ножей и скальпелей из различных материалов — частично стабилизированного диоксида циркония (ЧСДЦ, наш аналог сокращения YTZAP), из композиционного материала на основе ЧСДЦ и оксида алюминия, из корунда с различными добавками. Мы формуем заготовки методом полусухого прессования, что проще и экономнее, чем метод экструзии.