Edutainment — новый формат не только обучения, но и праздника

Мы уже привыкли, что в учебные и рабочие процессы добавляют развлекательные элементы: геймификация, интерактив повышают мотивацию. А зачем в исконно развлекательные мероприятия добавлять обучающий контент? Директор WOW! HOW? и главный организатор Научной ёлки Skysmart Тимур Лайшев рассказал, откуда пришли научные шоу и почему они популярны.
Edutainment — новый формат не только обучения, но и праздника

Для создания востребованного и успешного нового формата зачастую достаточно взглянуть под необычным углом на уже существующие. Например, Cirque du Soleil перевернули представление о цирке, сделав из него масштабное мультимедийное шоу. Pixar и Disney делают из детского мультфильма глубокие и несущие большой смысл анимационные картины, интересные взрослым зачастую не меньше, чем юному зрителю. То же самое происходит с научными шоу: фьюжн науки, театра, мультимедиа, саунд-дизайна и других областей современной сценографии позволяют от привычного формата экспериментов на лабораторном столе шагнуть в пространство шоу мирового уровня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Формат складывался постепенно. За образец мы, например, брали научные фестивали — такие очень популярны в США, Великобритании и других западных странах. У них формат фестивалей науки процветает уже более 30 лет. Но наука для детей — это про удивление, веселье и эмоции, пока их еще не запугали школьными уроками. Так что сейчас собирается весь возможный инструментарий ярких и увлекающих научных фактов, демонстраций, экспериментов и усиливается за счет сценической работы, забавного сценария и других — присущих, скорее, театральному формату — инструментов. Перед началом пандемии мы были с гастролями в Гонконге — и это был успех. А мы знаем, что Азия — и китайцы в частности — вкладывает огромные силы в образование и развитие детей. Их высокая оценка формата красноречиво говорит сама за себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развлекательная подача и эффектные демонстрации — именно такая синергия позволяет добиться главного: детского восторга от происходящего. За счет этого слова «физика», «химия», «геология» не звучат как-то страшно и не пахнут сложными и непонятными задачами и формулами, а расцветают яркими красками демонстраций и пробуждают в детях любопытство и любознательность. А уже эти качества пригодятся им при изучении окружающего мира — как в школьных, так и в рамках внешкольных активностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И еще о восторге — это действительно и есть главный инструмент. Только в отличие, например, от цирка, где восторг вызывает акробат под куполом, или фокусника, который обманывает наше зрение ловкостью рук, в этой работе настоящие научные демонстрации. Обычно такие опыты проделывают на старших курсах профильных вузов, до которых доходит лишь небольшая выборка заинтересованных предметом еще в школе детей. Но интерес к научным областям можно привить задолго до того, как ребят напугают страшными формулами и заставят ненавидеть и сами формулы, и все, что с ними хоть каким-то образом связано. Наверное, это и есть главная ценность для родителей, которые заботятся об образовании детей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, в классическом смысле научить за пару часов не получится, но вот направить энергию ребенка, показать ему что-то привлекательное в науке вполне реально. Смотреть ролики с экспериментами вместо мультиков, рассматривать карты космоса, звездного неба или обучаться онлайн вместо стрелялок, наконец, делать что-то своими руками — пускай, иногда не без ущерба для своей кухонной лаборатории. Это действительно помогает привить мотивацию к открытиям и исследованию мира вокруг.

Мы проводим научные шоу с 2014 года, и за это время гостями стали более 400 000 человек. Конечно, в связи с ограничениями из-за пандемии массовые мероприятия посещает меньше людей, но это не снижает интерес к формату. И в последние годы появились планы зарубежных гастролей по странам Ближнего Востока и Азии, родились новые форматы для работы в России, и в целом кажется, что развитие формата увлекательной популяризации науки как в нашей стране, так и в мире переживает пусть и сдержанный ограничениями, но расцвет.