Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Автор лучшего письма месяца получает в подарок парящую модель Земли от компании Gillette. Политический глобус висит в воздухе за счет магнитной левитации, опираясь лишь на электромагнитное поле. Идеально подходит для изучения как географии, так и физики.
Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Лучшее письмо месяца

Григорий Шевченко: В статье «15 прекрасных идей» («ПМ» № 8'2009) говорилось о практических применениях экзоскелета и о его управлении с помощю мыслей. Меня удивила фраза: «Вряд ли все это получит широкое применение, пока не появится интерфейс, не подразумевающий кучу проводов, вживленных в мозг». А как же новые устройства ввода, распознающие сигналы мозга человека без вживления проводов, которые дают возможность управлять компьютерной игрой вплоть до активной «стрелялки» только силой мысли? К примеру, американская компания OCZ Technology с недавних пор выпускает устройство, которое преобразует электрические импульсы мозга в команды, передаваемые в компьютер посредством драйверов и ПО. Прибор OCZ NIA следит за направлением взгляда, контролирует положение мимических мышц лица, а также регистрирует колебания электрического потенциала по принципу медицинского эхоэнцефалографа. Схожие аппараты выпускают компании Emotive Systems и Brainfingers Systems. Они практически идентичны OCZ по функционалу и отличаются лишь ценой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Northrop Grumman темнит

Александр Королёв: В заметке «Летающий тральщик» («ПМ» № 8'2009) совершенно верно пишется о суперкавитирующих снарядах, «способных прорываться сквозь воду, вызывая на своем пути активную кавитацию благодаря тщательно рассчитанной форме с особо затупленным носом». А вот пояснения чиновника из Northrop Grumman вызывают сомнения. Ведь для создания ударной волны тело должно двигаться в среде со скоростью звука, которая в воде приближается к 1,5 км/с, а в воздухе — примерно 330 м/с. Другое дело суперкавитирующие профили. Их конструкция на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Мы привычно считаем, что для уменьшения сопротивления в воде телу надо придать «обтекаемую форму». Однако на больших скоростях случается «неприятность» — как бы хорошо ни было спрофилировано тело (винт, крыло), всегда находятся зоны пониженного давления, где холодная вода вскипает и возникает кавитация, нещадно разрушающая профиль. В 1950-х появился ряд исследований суперкавитирующих подводных крыльев с плоским носиком и острыми кромками (этакий треугольник, направленный основанием по ходу движения). Их задачей первоначально была защита от кавитационного разрушения в ущерб гидравлической обтекаемости. Но позднее выявились существенные отличия в гидравлическом сопротивлении таких профилей. Если сопротивление обтекаемого профиля пропорционально квадрату скорости, то для суперкавитирующего профиля в момент появления «кавитационной рубашки» гидравлическое сопротивление растет куда меньшими темпами, что позволяет повышать скорость профиля под водой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потомки Ту-144

Алексей Жаров: Хотелось бы немного дополнить статью «Бизнес на скорости звука» («ПМ» № 9'2009). Еще как минимум с начала 1990-х годов ведутся концептуальные проработки сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения (СПС-2) совместно конструкторами нескольких стран, в том числе России в лице КБ Туполева. Новый СПС должен был быть намного больше Ту-144. Для его разработки у КБ Туполева была заказана летающая лаборатория на базе 144-го. Параллельно рассматривался более смелый вариант — не очень большой самолет, но с возможностью дозаправки в воздухе. Было бы интересно почитать об истории и «закате» Ту-144. При действующем тогда еще «конкорде» разработки группой стран СПС-2 все-таки велись на базе Ту-144, а это уже о чем-то говорит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПМ: Похоже, имеется в виду программа высокоскоростного пассажирского транспорта, которая велась NASA с 1990 по 1999 год. Действительно, за основу экспериментальной базы американцы взяли Ту-144 с замененным двигателем. В настоящее время сразу несколькими компаниями ведутся разработки небольших сверхзвуковых самолетов бизнес-класса. Среди них российский Ту-444, российско-американский Sukhoi-Gulfstream S-21, американские Aerion SBJ и Supersonic Aerospace QSST.