Что общего у Перми и Пикассо?

Около 250 млн лет назад, когда Уральские горы были большими, под ними плескалось неглубокое Пермское море (А), полное моллюсков, иглокожих и рыб. Нестабильные реки – пересыхавшие, разливавшиеся, менявшие русла – несли богатую железом воду.

Поднимались заросли древовидных папоротников, хвощей и гинкго, между которыми неловко ползали звероящеры и земноводные. В таких условиях отмершая органика накапливалась на отмелях, покрываясь слоями песка и глины. Время шло, древесина каменела и замещалась солями хрома, глиноземом и кремнеземом. Климат теплел, море пересохло, и под осадочными породами сформировались крупинки очень редкого минерала (B).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До сих пор известно немного его месторождений, и самые заметные – на Урале. В 1830 году, проводя разведку для строительства медеплавильного завода, Александр Волков нашел необычный образец. «Затвердевшая глина, густо проникнутая хромовым окислом» была названа в честь министра двора волконскоитом. Уже тогда было замечено, что минерал может стать основой зеленого пигмента для живописи. Зеленый давно был проблемой для художников: для его получения приходилось прибегать к использованию неустойчивых растительных пигментов или к смешиванию других цветов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, краски из этого минерала применялись задолго до того времени: предполагают, что их знали еще древнерусские иконописцы. А в 1927 году на основе волконскоита был создан рецепт краски «земля зеленая», популярной и сегодня. Во Вторую мировую минерал использовался для камуфляжной окраски техники – но в художественный мир он вошел все-таки раньше. В 1903 году Пабло Пикассо (D) написал полотно «Старый еврей с мальчиком» (С). Атмосферу нищеты и отчаяния прекрасно передают холодные сине-зеленые тона, полученные из минерала, в который превратились деревья Пермского периода.