Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Автор лучшего письма месяца получает оригинальную сумку в стиле «милитари» от компании «Force’Age Камуфляж и снаряжение» – точную копию военной сумки Helmet Bag American для летного шлема, впервые выпущенную легендарным американским брендом Alpha Ind. Армейские аксессуары с каждым годом всё больше входят в моду. Оригинальных, стильных и практичных вещей много не бывает!
Письма читателей: За лучшие письма — призы!

Лучшее письмо месяца

Ярослав Жегусов: Рисунок подводной лодки HMS Astute («ПМ» № 2'2011) с устаревшим 4-лопастным гребным винтом производит странное впечатление. По законам гидродинамики, чем эффективнее винт (чем быстрее и с более высоким КПД он работает), тем больше он подвержен эффекту кавитации. А кавитация — это шум и разрушение материалов. Поэтому лопасти винтов современных ПЛ делают длинными и серповидными (это самая тихая форма для открытого винта), с максимальным количеством лопастей (до семи), а сам винт работает на низких оборотах. Но на Astute нет винта: здесь применен другой, более перспективный движитель — водомет, который был впервые установлен на британской АПЛ Turbulent (вторая АПЛ серии Trafalgar). Он представляет собой осевой насос, в котором одна или несколько «турбин» с 15−20 лопастями вращается внутри сужающейся «трубы». Законцовки лопастей таких «турбин» не саблевидные, а ровные, чтобы зазор между лопастью и корпусом был минимальным. Применение нескольких «турбин» и разного рода успокоителей позволяет уменьшить разницу давления на внутренней и внешней сторонах лопастей, что снижает кавитацию. Все это позволяет повысить малошумную скорость хода до 10 узлов, поисковую скорость (при которой гидроакустические средства АПЛ продолжают работать достаточно эффективно) до 20−25 узлов. Но есть у таких движителей и недостатки: низкий КПД на малых скоростях и ряд сложностей в реализации — проблемы расчета, бесшумного крепления «трубы» водомета к корпусу, увеличение смоченной поверхности, резонанс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Африканский «носорог»

Денис Ткацкий: Самоходная гаубица PzH 2000 («ПМ» № 2'2011) ошибочно названа мировым рекордсменом по дальности стрельбы (56 км по версии журнала при стрельбе снарядом Denel V-LAP). Дело в том, что 11 апреля 2006 года в ЮАР была испытана самоходная гаубица G6−52 с тем же «рекордным» снарядом V-LAP, при этом удалось достичь дальности стрельбы 73 км (по данным справочника Jane’s — до 75 км). Обе гаубицы (G6−52 и PzH 2000) имеют одинаковые калибр и длину ствола, так что южноафриканское орудие — заслуженный рекордсмен по дальности стрельбы. Модернизированная модель G6 Rhino («Носорог») 1987 года — лучшая в своем классе самоходная установка, многократно испытанная в боях пограничной войны с Анголой, заслужившая уважение даже противников благодаря своей чудовищной дальности, точности и мобильности. G6 легче своего конкурента (45 т против 55), более скоростная (85 км/ч по шоссе против 60), имеет больший запас хода (700 км против 420). Единственное, в чем она уступает PzH 2000, это скорость движения по бездорожью (35 км/ч против 45) и в скорострельности — до 4 выстрелов в минуту против 10 у немецкого орудия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неполный назад

Сергей Чарушкин: С интересом прочитал в № 2'2011 статью о разрушении мифа о «реверсивной аэродинамике» Porsche 928. Проверка мифа закончилась тем, что едущий «задом наперед» автомобиль отстал от своего «близнеца», едущего как положено. Миф опровергнут. Но при внимательном рассмотрении фотографий процесса разворота кузова относительно направления движения и видеоролика становится заметно, что на «Порше» установлены шины с направленным рисунком протектора! Вот их-то Адам и Джейми забыли развернуть так, чтобы направление вращения шины совпадало с реальным движением! Я не берусь утверждать, что возросшее из-за неправильной установки шин сопротивление качению послужило причиной проигрыша «Порше», ехавшего задом, и признания мифа развенчанным, но проведенные испытания нельзя считать абсолютно корректными!

ПМ: Если присмотреться еще внимательнее, станет видно, что шины установлены неправильно — рисунок направлен «наоборот». Что бы это значило? Мы передадим этот вопрос «Разрушителям мифов».