Высокие технологии в России: основные тренды и роль стартапов

Инновации и высокие технологии – ключевые факторы поддержания и развития экономики. Сегодня рынок хайтека в России имеет свои приоритетные отрасли, в числе которых авиационная, космическая, биотехнологическая. Эти направления гибко реагируют как на изменения рынка, так и на научно-технический прогресс. Екатерина Петрова, директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS, рассказала о том, какая ситуация сложилась на российском рынке высоких технологий, как она повлияла на стартапы, корпорации и вектор их развития.
Высокие технологии в России: основные тренды и роль стартапов

Как изменился спрос на технологии и инновационные решения за последние полгода? Какое влияние оказала международная повестка?

Первое, что мы отмечаем, – рост спроса на отечественные решения в области IT. На ПМЭФ в этом году зафиксировали рост спроса на отечественное ПО с февраля 2022 года на 300%. Это, конечно же, связано с международной повесткой, поскольку за последние полгода из России ушли крупнейшие международные вендоры. Импортозамещающие продукты нужны в разных секторах – от ПО до сетевой безопасности, от прикладных программ для офисных сотрудников до систем проектирования, например, в строительстве или промышленности.Также появился повышенный спрос на технологии и производственные решения в области микроэлектроники. Ведущие мировые производители сократили или прекратили поставки чипов и других комплектующих в Россию, в то время как отечественные аналоги не могут использоваться в современной технике. Здесь необходимы новые решения. И, конечно, нужны новые технологические продукты во всех областях, которые столкнулись с уходом иностранных участников: от производства фармакологических субстанций до выпуска упаковки.

В целом в России на данный момент больший упор делается на решения в области IT, так как этого требует рынок. А в мире, например, наибольшим спросом пользуются экологичные решения, вопросы снижения метанового следа, ESG-направления, альтернативные источники энергии (направление, которое приобрело особенную актуальность).

По каким направлениям сейчас больше всего развивающихся стартапов в портфеле GenerationS?

В нашем портфеле свыше 700 выпускников – стартапов, прошедших акселерационные программы GenerationS. Решения в сфере IT составляют порядка 13%, на втором месте решения в сфере промышленности – около 9%, и 8% приходится на стартапы в энергетическом секторе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы отслеживаем их судьбу на постоянной основе, нам важно понимать, на каком этапе находится сейчас проект, есть ли рост и развитие. В первой половине 2022 года мы наблюдали, как некоторые из наших стартапов «переехали» за границу, причем открыли свои представительства в дружественных странах. Но везде есть свои нюансы – от найма только локальных сотрудников до полного запрета на упоминание в российских СМИ.

Считается, что акселератор – самый эффективный инструмент для развития стартапа. Согласны ли вы с этим?

Многие стартапы используют для поиска клиентов инструменты digital-маркетинга и рекламы. Это требует от них определенных затрат и не дает гарантий. Акселератор с этой точки зрения действительно является гораздо более эффективным инструментом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В рамках акселерационных программ стартап сам решает, насколько ему интересна та или иная компания, подходят ли условия пилотирования. Если происходит совпадение интересов и результат соответствует ожиданиям, то получаются хорошие коллаборации. Но всегда важно понимать, что для участия в любой акселерационной программе необходимы ресурсы со стороны стартапа и вовлечение во взаимодействие с потенциальным заказчиком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один важный момент: акселератор – это еще и экспертная площадка. Причем все зависит от специфики той или иной программы. Мы привлекаем как российских, так и международных экспертов для работы с проектами. Среди наших выпускников много кейсов успешного масштабирования и развития как раз после наших акселерационных программ и поддержки профильных экспертов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Резюмируя, отмечу, что акселератор обладает широкой экспертизой и развитой партнерской сетью. Благодаря такой поддержке стартапу намного легче получить новых клиентов, а для корпораций это отличная возможность быстро и эффективно найти интересные инновационные решения. То есть платформа оказывает содействие всем участникам процесса, а эффективность ее работы зависит от уровня экспертизы и точности оценки состояния рынка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запускали ли вы новые актуальные программы для развития и поддержки стартапов за последнее время?

В GenerationS мы привыкли к быстрой адаптации к меняющимся условиям. Важно «считывать» не только общий экономический настрой в стране, но и настроения всех вовлеченных в инновационную экосистему – от корпораций и стартапов до фондов, технопарков, кластеров и т.д. Мы уже давно вышли за пределы просто акселератора, сейчас мы расширили свои продукты и можем закрывать в компании очень много направлений, связанных с инновациями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, мы выпустили серию антикризисных гайдов, в которых аккумулировали полезную для бизнеса информацию. В одном из них агрегированы данные об экспертах, у которых можно получить бесплатную консультационную поддержку малым и средним предприятиям по следующим направлениям: антикризисные меры, выход на зарубежные рынки, работа с брендом и продажами, а также помощь в фандрайзинге и создании финмодели. База открытая и постоянно пополняется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также мы собрали самую масштабную на сегодняшний день бесплатную базу с информацией о мероприятиях, программах и грантовых конкурсах на международных платформах разных стран, в том числе Китая, Южной Кореи, Саудовской Аравии и других.

Еще один ключевой гайд посвящен корпорациям, которые продолжают работу со стартапами. Среди них МКБ, Билайн, Лента, Боржоми и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие гайды посвящены вопросам вовлечения сотрудников в процесс инноваций, особенностям логистики и условиям расчетов с иностранными партнерами, кризис-менеджменту. Они размещены в открытом доступе на нашем сайте.

Во всем мире отмечается тренд на инновации. Всегда ли стартап это инновация, и всегда ли инновация – стартап?

Важно не путать инновацию и изобретение. Стартап совершенно не обязательно предполагает какое-то изобретение, но предполагает инновационное решение, то есть новое и существенно улучшающее продукт, услугу, процесс и т.д. Это очень хорошо иллюстрирует пример Uber, который когда-то был стартапом: и такси, и мобильные приложения для их заказа придумали до Uber. Но стартап предложил возможность выбрать водителя и отслеживать его маршрут – и именно это инновационное нововведение понравилось клиентам. Как показала судьба компании, рынку не хватало именно такого решения. Поэтому стартап – это инновация, так как он привносит что-то новое, прорывное в бизнес.

Чтобы предлагать подобные решения, конечно, надо следить за трендами, причем не только в нашей стране, но и в мире.

Екатерина Петрова
Екатерина Петрова

Это важно и для платформ, которые работают со стартапами на постоянной основе. Например, сейчас экономическая картина мира изменилась таким образом, что привычные экономические связи трансформируются или прекращаются, компаниям надо искать новые выходы на внешние рынки. И вполне возможно, что для ряда компаний этот поворот даст возможность для совершения настоящего бизнес-прорыва.

Спикер: Екатерина Петрова, директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS