Праздничные огни: как делают фейерверки
![Праздничные огни: как делают фейерверки Праздничные огни: как делают фейерверки](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/000/0009557d48aa60a5ab173e822dd16537_ce_1920x1011x0x0_cropped_510x340.webp)
В основе лучших огненных шоу лежит музыка. В среде профессиональных пиротехников высшим классом считается способность передать мельчайшие эмоциональные нюансы произведения, точно следовать за музыкальной драматургией и при этом ни разу не сбиться с ритма. «К примеру, обыгрывая тему ‘Русалочки', мы можем попытаться нарисовать в ночном небе синее море, показать, как оно волнуется все сильнее в согласии с музыкой», — говорит Виктор. Стремясь подчеркнуть музыкальные акценты, постановщик шоу может использовать не только визуальные, но и звуковые эффекты. Громко разрывающиеся в нужный момент пиротехнические заряды дарят зрителям очень сильные впечатления.
Работа над шоу начинается с осмотра площадки. Пиротехников интересует размер фронта (линии, на которой будет расположено пиротехническое оборудование) и безопасные расстояния. От того, как далеко организаторы мероприятия смогут держать зрителей и случайных прохожих, зависит, насколько мощные заряды будут использованы и под какими углами их будут запускать. Радиусом безопасности фейерверка считается максимальная высота его полета. Это значит, что высотные заряды требуют создания вокруг себя полностью необитаемой зоны радиусом более 100 м.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/039/039daa82d047fa0873c9211dfd531a2e_cropped_510x245.webp)
Кроме зоны безопасности пиротехников интересует климат. К примеру, если для данной местности характерны пасмурные дни с низкой облачностью, высотные фейерверки лучше не использовать — они могут скрыться за облаками. Если ожидается дождь, оборудование следует защитить от влаги. Сильный ветер может вмешаться в планы пиротехников, но если его сила и направление известны заранее, можно слегка скорректировать углы установки орудий. Фронт стараются размещать таким образом, чтобы ветер дул зрителям в спину и отгонял от них дым.
Осмотрев площадку и определившись с масштабами шоу, постановщик приступает к подбору музыки. Он многократно прослушивает музыкальное произведение, отмечая основные акценты, тихие и громкие моменты, смены настроения. Получается своеобразная эмоциональная карта композиции, на которую в голове сценариста уже накладываются салюты, фонтаны, цвета.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e9c/e9c7c6098d319b7f868e7b7e872412b8_cropped_510x286.webp)
Взгляд в будущее
Музыка загружается в компьютерную программу визуализации. На временной линейке музыкального файла сценарист расставляет метки. Для каждой метки описываются параметры выстрела. Это название заряда, координаты и угол выстрела. Собственно, координата есть только одна, так как с точки зрения зрителя площадка представляет собой поперечную линию — фронт. Расположение заряда описывается положительным или отрицательным числом — расстоянием от центра фронта.
Названия зарядов берутся из библиотеки. В ней описаны все пиротехнические изделия, имеющиеся на складе. Для каждого заряда создается анимированная трехмерная модель и записывается звуковой файл.
![Пульт управления огнем Пульт управления огнем](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/473/4738efbb99b52262740b8f8398fbd84c_cropped_510x538.webp)
Полностью написав программу, сценарист дает компьютеру команду на обсчет визуализации. Трехмерная анимация со звуком позволяет специалисту увидеть свое шоу задолго до того, как оно воплотится в реальность. Визуализация дает возможность не только оценить общее впечатление от программы, но и точно выстроить временные метки для попадания в музыкальный ритм. Дело в том, что разные заряды летят с разной скоростью, поэтому с синхронизацией очень легко просчитаться.
Конечно, компьютерная визуализация дает весьма приблизительное представление о реальном шоу. Однако большой опыт пиротехников позволяет им с большой точностью сопоставлять реальные и виртуальные фейерверки. Есть в этом деле свои профессиональные хитрости. К примеру, западные специалисты рекомендуют оставлять в начале программы несколько секунд тишины, чтобы, если сразу после запуска что-то пойдет не так, программу можно было остановить незаметно для зрителей. Работа над программой занимает в среднем неделю. Хотя, готовясь к грандиозному 30-минутному шоу в Шанхае, команда «Салютов лучших коллекций» работала над сценарием около двух месяцев.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/537/5376fc9780c7a8a1bde50516b709ca58_cropped_510x233.webp)
Пять на двенадцать
«Еще лет пять назад китайцы делали сложнейшие шоу, бегая по площадке со спичками или соединяя цепочки зарядов огнепроводным шнуром, — рассказывает Виктор Иванов. — Разумеется, добиться точной синхронизации с музыкой таким способом было невозможно». Сегодня запуском фейерверков управляет компьютер.
Управляющая сеть состоит из собственно ПК, специального адаптера и пультов, или модулей управления, последовательно соединенных сетевым кабелем. Компания использует 60-канальные компактные модули собственной разработки. К каждому модулю подключается 12 контактных колодок, к которым подводится по пять электровоспламенителей. Раньше воспламенители подключались к пультам напрямую, минуя колодки, поэтому пульты представляли собой чемоданы размером с несколько томиков Большой советской энциклопедии. Современные закрытые управляющие модули занимают намного меньше места.
В общем случае каждый воспламенитель поджигает один-единственный заряд. Исключение составляют батареи салютов, в которых один воспламенитель запускает целую цепочку выстрелов. В любом случае каждый канал пульта срабатывает только один раз. Пятиминутное фейерверк-шоу может задействовать до 1500 выстрелов, а это значит, что в шоу участвуют десятки пультов.
Каждому выстрелу присваиваются номер пульта и номер канала. Специалист тщательно следит за тем, чтобы заряды, подключенные к одному пульту, находились на одной или на соседних огневых точках. В противном случае схема электропроводки многократно усложняется, ведь длина фронта может превышать километр.
Когда программа полностью готова, компьютер распечатывает на специальной бумаге наклейки с названиями заряда, номера пульта и канала, координаты и угла вылета. Эти наклейки необходимы для работы на площадке.
Есть только миг
Для своих шоу пиротехники используют профессиональные фейерверки. Они похожи на те, которые можно купить в магазине, но отличаются от них бóльшим калибром и разлетом. К примеру, если в продаже можно встретить батареи салютов калибром до 37 мм, то в профессиональных шоу встречаются калибры 75 мм и выше, стреляющие к тому же не вверх, а «веером». Высотные заряды имеют форму шаров, и стреляют ими из специальных мортир, опять же разного калибра.
На площадке пиротехники закрепляют мортиры под нужными углами на металлических фермах, размещают в них заряды, подсоединяют воспламенители, объединяют модули в сеть. Вместо обычных проводов для соединения двух модулей можно использовать радиопередатчик и приемник. Это особенно удобно, если некоторые огневые точки располагаются на удалении от основного фронта- к примеру, на крыше здания.
Звуковой файл запускается прямо из программы управления фейерверками — таким образом гарантируется точная синхронизация выстрелов с музыкой. Для этого управляющий компьютер подключается к аудиосистеме, озвучивающей площадку. Оператор, запускающий фейерверк-шоу, располагается в безопасном месте, вместе со зрителями. Его задача — просто нажать на кнопку запуска программы. Все шоу проходит в автоматическом режиме. Если что-то пойдет не так, оператор может в любой момент остановить шоу. Но, по словам Виктора Иванова, таких случаев в его практике не было.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ab3/ab31b0b6402da03b71bbebf9b486828d_cropped_510x286.webp)
Каждое фейерверк-шоу — это произведение искусства, которое можно увидеть только один раз. Программы никогда не повторяются, а пытаться уместить пылающее небо в видеокамеру — все равно что стараться заменить живой камин картинкой в телевизоре. Здесь важен масштаб, запах свежего воздуха с оттенками порохового дыма, раскатистый грохот разрывающихся снарядов. К счастью, в наши дни масштабные фейерверк-шоу уже не редкость, не в последнюю очередь благодаря современным компьютерным технологиям.