«Интерфейс должен соответствовать критериям доступности»: как незрячие люди пользуются гаджетами и бытовой техникой

Человек в современном мире не может представить свою жизнь без гаджетов: кофемашина варит нам кофе по утрам, плита и духовка позволяют разнообразить рацион и экспериментировать со вкусами, стиральная машина и пылесос сделали процесс поддержания чистоты в тысячу раз легче, а телефон стал отдельным миром, в котором пользователи могут найти практически все, что их интересует. Современная техника облегчила жизнь не только зрячим людям, но и инвалидам по зрению.
«Интерфейс должен соответствовать критериям доступности»: как незрячие люди пользуются гаджетами и бытовой техникой

Многих интересует вопрос: какие предметы бытовой техники просто необходимы незрячему человеку? На этот и другие вопросы нам ответил незрячий IT-специалист Анатолий Попко, автор курсов по компьютерной грамотности для слабовидящих и незрячих людей в программе «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как незрячие используют бытовые устройства

Одним из заблуждений окружающих людей является убеждение, что в каких-то бытовых приборах незрячие люди нуждаются больше, однако фактически это не так. Весь спектр устройств у людей с инвалидностью по зрению точно такой же, как и у людей без инвалидности. Принципиальных отличий нет. Поэтому сказать, что незрячим стиральная машинка нужнее, чем зрячим, нельзя.

Другое дело – интерфейс: он должен соответствовать критериям доступности. Управление должно быть тактовым, а не сенсорным. Незрячему человеку необходимо ощущать физические кнопки, чтобы без проблем работать с техникой. Если же кнопки сенсорные, то у них должна быть звуковая индикация, иначе незрячим приходится проявлять немалую изобретательность, чтобы интерфейс недоступного бытового прибора стал чуть более доступным. Как правило, в этом случае рядом с кнопками клеятся наклейки, чтобы пользователь мог различать их между собой с помощью прикосновений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако основная сложность для незрячего при работе с гаджетами — этап настройки. Все инструкции, которые прилагаются к технике, не рассчитаны на то, что ее будет настраивать незрячий человек. Соответственно, возникает достаточно много трудностей.

«Даже если мы берем пульт дистанционного управления, понять, где какие кнопки расположены, без зрячего ассистента сейчас практически невозможно. Функционал кнопки на пульте не ясен, пока тебе его не объяснит зрячий помощник», – рассказывает Анатолий Попко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недоступны для незрячих не только бумажные, но и электронные инструкции, которые можно было бы адаптировать для людей с инвалидностью по зрению. Например, сделать текстовое описание пульта, но разработчики этим не занимаются, поэтому каждый раз при покупке устройства его нужно изучать вместе со зрячим ассистентом.

Иногда получается так, что после освоения гаджета незрячему человеку все равно не удается внедрить его в свою жизнь. Есть две причины:

  • Во-первых, потому что он функционально не нужен. Такая причина может быть как у зрячих, так и у незрячих. Например, мы покупаем робот-пылесос и думаем, что будем им пользоваться, но в итоге он стоит в квартире, а мы продолжаем использовать обычный пылесос.
  • Во-вторых, когда после приобретения устройства обнаруживается, что оно не пригодно для использования незрячими. Такая ситуация может произойти, если у гаджета, например, сенсорное управление без аудиального сопровождения.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Именно поэтому очень важно сообщество незрячих людей. У нас есть специальные каналы, где выходят обзоры бытовой техники и где можно посмотреть, какая техника доступна, какое устройство подключается к мобильному приложению и обладает доступным интерфейсом. Это значительно облегчает процесс выбора устройства», – рассказывает незрячий IT-специалист.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие мобильные устройства подходят незрячим

Упомянув умные приложения, стоит отметить, что они значительно упростили жизнь людей с инвалидностью по зрению. Использование современных устройств – весов, кондиционеров, чайников – через смартфон – это очень удобно, так как предоставляет незрячим большие возможности. С помощью таких приложений они практически без труда могут передвигаться по городу, управлять бытовыми приборами, работать, заказывать необходимые товары и услуги. Чаще всего незрячие пользуются теми же встроенными функциями телефона и приложениями, что и зрячие: Google Карты, Яндекс Лавка, Самокат, Яндекс Метро. Голосовые помощники – Google Assistant, Алиса, Siri – помогают им самостоятельно искать необходимую информацию или выполнять простые задачи. Благодаря программам экранного доступа вроде Voice Over и Talk Back незрячие пользователи могут управлять своими гаджетами с помощью речи. Главное, чтобы приложение и само устройство соответствовали требованиям доступности. Что касается приборов, то такие требования варьируются, так как они выполняют разные функции, однако если речь идёт про цифровой контент, то к нему применяется конкретный перечень технических требований. Они сформулированы в ГОСТ-Р 52872-2019, разработанном на основе международных рекомендаций по доступности WEB-контента.

Анатолий Попко

«Многие специалисты до сих пор разделяют мнение, что IOS именно для невизуального использования лучше, чем Android. У меня у самого IOS. Однако сейчас можно и Android, и IOS пользоваться полноценно. А если говорить про настольную операционную систему, то это Windows. MAC OS тоже можно, и есть отдельные люди, которые его используют для определенных решений (для задач потребления контента), но они в меньшинстве. Для профессиональных работ все-таки больше подходит Windows. Можно работать и на Linux: большое разнообразие дистрибутивов, свои способы обеспечения доступности, свои тонкости».

В целом, развитие технологий не стоит на месте, разработчики и компании из разных сфер все чаще уделяют внимание доступности своих продуктов для людей с инвалидностью по зрению. Среди таких разработок можно отметить развитие self-driving vehicles – управление транспортным средством без участия человека. Такая инновация может в будущем позволить незрячим людям самостоятельно передвигаться по городу в личном транспорте, что значительно повысит их уровень самостоятельности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одно довольно интересное направление – искусственный интеллект. Недавно к приложению «Be My Eyes» – программе, предназначенной для оказания волонтерской помощи незрячим – решили подключить GPT-4.

Механика у приложения следующая:

  • человек с инвалидностью по зрению устанавливает программу на телефон;
  • если ему нужна какая-то помощь с идентификацией (надо на что-то посмотреть, «одолжить глаза»), он осуществляет видеовызов, и программа соединяет его с первым свободным волонтером;
  • незрячий пользователь объясняет ситуацию, наводит камеру на объект или задачу, и волонтер оказывает ему необходимую помощь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая функция, находящаяся еще на стадии разработки, позволит GPT-4 предоставлять определенную информацию незрячему человеку без помощи зрячего волонтера. Пока речь идет о названии объектов или содержании этикетки, но разработка будет улучшаться и расширять свои возможности.

Также недавно программа «Особый взгляд» создала одноименное приложение, с помощью которого слабовидящие и незрячие люди получают доступ к дорожкам тифлокомментариев к кинофильмам, транслируемым на различных площадках и платформах. В чем уникальность разработки? Приложение синхронизирует звуковую дорожку фильма и звукозапись тифлокомментирования, благодаря чему люди с нарушением зрения слышат описание пространства и различных предметов, а также понимают действия героев картин. Автоматическая синхронизация и воспроизведение тифлокомментариев используются для художественных, анимационных, документальных и других фильмов. Приложение сканирует звук фильма через встроенный микрофон устройства, а затем соотносит и воспроизводит тифлокомментарий синхронно с соответствующим моментом ленты. Данная программа позволяет людям с инвалидностью по зрению в полной мере понимать, что происходит на экране, и наслаждаться кинокартинами.

Для того чтобы новые разработки корректно работали и были доступны для людей с инвалидностью по зрению, многие компании нанимают незрячих для тестирования продуктов.

«Тренд по найму незрячих людей в крупные компании набирает обороты. Началось все со Сбера в 2017-2018 годах. У них появился первый незрячий тестировщик. Сейчас в Яндексе, ВКонтакте, ВТБ, на Госуслугах работают незрячие. Команда людей с инвалидностью по зрению смотрит на интерфейс и разбирает каждый элемент. Мы проверяем продукты на доступность и предлагаем свои решения по их улучшению», – комментирует механику работы Анатолий.